Вот лишь главные аферы, потрясшие политическую сцену постмилошевической Сербии за истекшие полтора года: сексуальный скандал вокруг Вука Обрадовича - зампреда сербского правительства; табачная авантюра, связанная с именем самого сербского премьера Зорана Джинджича; таинственное убийство бывшего функционера госбезопасности Момира Гавриловича - сразу после посещения им президента Югославии Воислава Коштуницы.
Последняя из афер демократического периода, по общей оценке, стала коронной. Это скандал вокруг Момчило Перишича - лидера "Движения за демократическую Сербию", входящего в правящую коалицию ДОС, теперь уже бывшего вице-премьера Сербии. Как известно, на прошлой неделе он был захвачен контрразведчиками при передаче американскому дипломату документов и дискет, "содержащих военную тайну". Скандал вокруг Перишича оттеснил на второй план все события, включая подписание соглашения между Сербией и Черногорией о будущем устройстве совместного государства.
На созванном Коштуницей совещании досовцам были показаны видео- и звукозаписи встречи Перишича с американским дипломатом. Во вторник Перишич ушел в отставку.
Белградские наблюдатели поместили случившееся в контекст сложных отношений между Коштуницей и Джинджичем. Коштуница, мол, сумел нанести всесильному в Сербии Джинджичу сокрушительный удар.
Между тем, по сведениям "НГ", за аферой "Перишич" стоит не кто иной, как сам сербский премьер. Джинджич систематически устраняет наименее популярных членов своего кабинета, а Перишич, как и ранее Обрадович, принадлежал к их числу. Наши источники указывают, что Перишич, осужденный в Хорватии за военные преступления на 20 лет тюрьмы, почти утратил возможность ездить за границу, ибо объявлен в розыск через Интерпол. Интерес к бывшему генералу проявил и Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) в связи с его деятельностью на посту начальника генштаба в 1993-1998 гг., то есть в период войн в Боснии и Хорватии и нарастания кризиса в Косово. Именно попытка "откупиться" от МТБЮ и послужила, как утверждается, причиной продолжавшегося три года "сотрудничества" Перишича с иностранными представителями. Такой "партнер" не мог не связывать руки Джинджичу в его отношениях с Западом.
Первым признаком того, что с Перишичем "не все в порядке", стало известие о его не слишком чистой сделке с одной из белградских фирм, за которой, как утверждается, стоят близкие соратники Джинджича - федеральный министр внутренних дел Зоран Живкович и его зам Горан Весич. Более того, Живкович, возбудивший уголовное преследование против представителей военной контрразведки в связи с арестом сотрудника собственного ведомства, сопровождавшего Перишича, никак не отреагировал потом на всплывшие сведения, что этот самый сотрудник заблаговременно оповестил контрразведчиков о времени и месте встречи Перишича с американским дипломатом.
Джинджич в обществе наиболее близких ему министров продолжает объезжать страну в рамках проекта "Сербия на добром пути", который нельзя расценить иначе, чем заблаговременно начатую предвыборную кампанию. Премьер, очевидно, занят подготовкой политической сцены, расчищая ее как от соперников, так и от ставших ненужными союзников.
Белград