Возвращение американского вице-президента Дика Чейни из зарубежного турне, в ходе которого он наряду с Великобританией, Турцией и Израилем посетил еще восемь арабских стран, стало не столь мажорным, каким планировалось.
Началось с того, что премьер-министру Великобритании Тони Блэру Чейни предложил выбрать один из трех возможных вариантов участия в операции против Ирака: направить в регион 25 тысяч британских солдат, которые войдут в состав 250-тысячного наземного контингента, аналогичного тому, что был задействован в операции "Буря в пустыне" в 1991 году; использовать меньшее количество сил специального назначения, которые займутся поддержкой внутрииракской оппозиции; ограничиться нанесением совместных авиаударов по Ираку.
Британский премьер официально опроверг какие-либо договоренности с Соединенными Штатами и заявил, что предупредил американского президента Джорджа Буша о необходимости соблюдать максимум осторожности, прежде чем начать какую бы то ни было операцию против Багдада. В то же время более 70 депутатов британского парламента призвали не совершать военной операции против Ирака.
Ушат еще более холодной воды был вылит на голову "горячего американского ковбоя" (так Чейни не раз именовался в арабской печати) в Иордании. "Нанесение ударов по Ираку будет иметь катастрофические последствия не только для Ирака, но и для региона в целом, поставит под угрозу безопасность и стабильность на Ближнем Востоке", - заявил король Абдалла во время встречи с вице-президентом.
В свою очередь, египетский президент Хосни Мубарак на переговорах с Чейни занял свою обычную роль ближневосточного посредника. Любое нападение на Ирак, в результате которого пострадает гражданское население, указал египетский президент, нанесет вред самим США и подорвет их престиж среди многих арабов. Одновременно президент Египта заявил, что предпримет все возможное, чтобы убедить Саддама Хусейна принять инспекторов ООН.
Но, пожалуй, настоящую "подножку" американскому вице-президенту подставил Катар. "Мы считаем, что Ирак - это арабская страна, которая совершила ошибку, оккупировав Кувейт. Но эта ошибка ей дорого стоила, - заявил министр иностранных дел Катара шейх Хамад бен Джассем бен Джабер аль Тани. - Есть насущная проблема, которая должна быть незамедлительно решена, а все прерванные связи следует восстановить и вернуть отношения в нормальное русло. Эту проблему можно решить только путем прямых переговоров между нами (то есть арабскими странами ) и Ираком".
Весьма осторожную позицию относительно американских боевых действий против Ирака занял и Кувейт. "Когда бьют вашего соседа, неужели вы думаете, что останетесь в безопасности? Отнюдь нет", - заявил кувейтский министр иностранных дел шейх Сабах аль-Ахмед ас-Сабах. Кувейтские власти весьма опасаются, что в случае боевых действий миллионы иракских беженцев хлынут в их страну, что вызовет дестабилизацию обстановки в эмирате. "Все, что наносит вред иракскому народу, вредит и нам", - подчеркнул министр.
Единственной страной, выразившей с США полную солидарность по "иракскому вопросу", стал Израиль. Однако это слабое утешение для Вашингтона, тем более что в ходе переговоров с Ариэлем Шароном львиную долю времени Чейни пришлось уделить другой весьма трудноразрешимой проблеме - палестино-израильскому конфликту.