"Руководство, у которого нет ощущения кризиса, это негодное руководство, нация, у которой нет ощущения кризиса, это нация без надежды". После этих слов из выступления директора средней школы #5 Пекина У Чаншуня перед делегатами сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) зал взорвался аплодисментами. Как и после других ремарок депутата, обратившего внимание на некоторые странности с распределением бюджетных средств по статье "народное образование".
Одна из "странностей" касается выстроенной в Пекине "образцовой средней школы" на 160 учащихся, не иначе как образцовых детей не менее образцовых родителей. Объект этот обошелся государству в 40 млн долл. На эти деньги, рассуждал директор У, можно было бы построить 60 школ на 60 тыс. учащихся. "Разве неясно, какой из вариантов отвечает интересам народных масс?" - бросил У риторический вопрос в зал.
И все это происходит, не унимался директор, на фоне хронических задержек с выплатой зарплат учителям. К примеру, в Синлине, самом благополучном из восьми уездов округа Чэндэ (провинция Хэбэй) - сумма долгов по зарплате 4 тыс. учителей составила почти 20 млн юаней (то есть в среднем по 5 тыс. юаней, или 600 долл. на человека!).
Кстати, директор У оказался далеко не единственным делегатом завершившейся на днях сессии, кто - не "посягая на основы" (власть правящей Компартии) - подвергал сомнению способность структур рационально использовать бюджетные средства. Да и сам премьер Госсовета Чжу Жунцзи вынужден был признать: "Сейчас как в сфере производства, строительства и обращения, так и в сфере потребления налицо явления серьезного расточительства. Кое-где зарплату вовремя не выдают, зато бездумно берутся за стройки и в нарушение действующих предписаний возводят шикарные общественные и служебные здания".
Но ведь вся фишка в том, что об этом премьер говорил на сессии парламента и год назад, и два. Говорит он об этом и почти ежедневно. А ему вторят - словно исполняя ритуал - другие руководители. И ничего не меняется, даже когда кого-то наказывают, снимают и сажают. Сама система госфинансирования в Китае максимально настроена на обслуживание неэффективной, коррупционной, "откатной" экономики. Ну и, конечно, нужд элиты, как это наглядно продемонстрировано в примере с "образцовой" школой.
Другую же систему чиновники пока в упор не видят. Соответственно, правительство не идет на разгосударствление лакомых секторов экономики, а Минфин заблокировал предлагаемое депутатами снижении налогов, что, по мнению экономистов, позволило бы оживить потребительский спрос и корпоративные инвестиции.
Пока используется другая модель: собираемые с частных и иностранных предприятий налоги, а также депозиты граждан в банках используются казной для "удержания на плаву" неэффективных государственных компаний. Для которых "организуются" государственный спрос и государственный заказ.
Неспособность запустить в действие естественный механизм воспроизводства, основанный на платежеспособном спросе граждан, стала ахиллесовой пятой управления народным хозяйством КНР. Ответом Чжу Жунци на снижающуюся эффективность инвестиций по-прежнему остается их дальнейшее наращивание. За четыре года из казны на различные объекты инфраструктуры было выделено два триллиона юаней (около 240 млрд. долл.); на эти же цели привлечены средства населения в объеме 51 млрд. юаней (под выпущенные ГКО). В итоге - беспрецедентный рост дефицита бюджета, который запланирован на этот год в размере 37 млрд. долл., что втрое больше, чем в 1999 году.
Другого выхода, утверждал на сессии ВСНП Чжу Жунцзи, просто нет. "Если бы мы не проводили эту финансовую и валютную политику, экономика Китая попросту рухнула бы".