Главный вопрос, который предстоит решить вице-президенту США Дику Чейни во время своего десятидневного турне, - судьба Ирака во главе с Саддамом Хусейном. Эта проблема помимо всего прочего важна для Вашингтона с экономической точки зрения. Общеизвестно, что Республика Ирак по запасам углеводородов занимает второе место в мире вслед за Саудовской Аравией, а по стоимости добычи нефти - первое. По оценке иракского Министерства нефти, себестоимость добычи одного барреля "черного золота" даже в столь сложное время колеблется в пределах 0,7-0,8 доллара. Для сравнения - в России она составляет 7-8 долларов.
Интересен и другой факт. В прошлом году американские корпорации стали покупателем едва ли не половины всей иракской нефти, экспортируемой в соответствии с программой "Нефть в обмен на продовольствие". Они получали до 800 тысяч баррелей в день.
Всего иракскую нефть закупают 23 американские компании, в том числе такие крупные, как Mobil-Exsson и Shevron-Texaco. Ради справедливости следует указать, что они, как обычно, действуют через другие фирмы, а посему перед ООН эти компании чисты. Как говорится, не пойман - не вор.
Участия в торговле с врагом не избежал и сам американский вице-президент. Компания Halliburton как раз в тот период, когда ее возглавлял Чейни, была вовлечена в целый ряд сделок по поставкам нефтяного оборудования в Ирак. Например, как удалось выяснить газете "Вашингтон пост", две дочерние фирмы Halliburton - Dresser-Rand и Ingersol Dresser Pump Co. - в 1997-2000 гг. поставили иракским властям с большой для себя прибылью буровое оборудование и запасные части на сумму в 73 млн. долл.
Чейни придется выслушать немало критики в адрес США. Симптоматично мнение наследного принца Саудовской Аравии Абдаллы, который в интервью журналу "Тайм" заявил, что Соединенные Штаты не должны распространять антитеррористическую кампанию на Ирак. "Я не верю, - подчеркнул принц Абдалла, - что борьба с международным терроризмом подразумевает войну на территории Ирака и Ирана. Несмотря на то что президент Джордж Буш назвал эти страны в числе образующих так называемую "ось зла", я уверен, что правительства Ирака и Ирана ни в коей мере не симпатизируют террористам и не помогают им".
Саудовские дипломаты считают, что, когда Саддам Хусейн уйдет, страна, столько лет прожившая под игом санкций, может взорваться и распасться на несколько частей. И тогда Саудовская Аравия получит на юге Ирака шиитский анклав, который будет находиться если не под контролем, то под сильным влиянием Ирана, постоянного соперника Эр-Рияда.
В свою очередь, Дамаск боится, что отстранение от власти иракской партии Баас подорвет престиж и доверие к баасистскому режиму в Сирии. Но, пожалуй, наибольшую головную боль смена режима в Багдаде представляет для Анкары. Ведь Турции как члену НАТО и ближайшему союзнику США в регионе наверняка придется участвовать в наземных боевых действиях против иракской армии со всеми вытекающими отcюда последствиями.
Багдад-Москва