- Господин посол, какие задачи стоят перед НАТО в текущем году?
- Это крупные миротворческие миссии - операции в Косово, Боснии и Македонии. В них участвуют Россия, НАТО, США и партнеры. Мы будем продолжать наши действия в Косово, где очень сложная обстановка для установления условий мира. В Боснии мы уже находимся 6 лет. Там НАТО может снизить присутствие своего контингента. Но это не значит, что мы выведем свои силы, мы лишь уменьшим их численность, потому что некоторые функции уже берут на себя гражданские структуры. По меньшей мере 12 тысяч военнослужащих у нас останется - это наш контингент и контингенты партнеров. Мы стараемся предотвратить гражданскую войну в Македонии, где сотрудничаем с национальным правительством и с ООН. Я полагаю, что по истечении марта мы по-прежнему будем выполнять там задачи.
Мы налаживаем отношения с Европейским союзом. Сейчас ЕС создает собственные силы быстрого реагирования в соответствии со своей политикой безопасности и обороны. Будем продолжать вести обсуждение этих вопросов с Европейским союзом.
Мы также заинтересованы в улучшении отношений с Украиной, поскольку она является очень важной страной, как, впрочем, и Россия. Надеемся в 2002 году улучшить эти отношения.
В ноябре нынешнего года состоится саммит в Праге. Его цель - обсудить будущее альянса, Балкан, взаимоотношений с Россией и Украиной, а также заложить основы для того, чтобы НАТО смогло продолжить реформу в отношении собственного военного потенциала, особенно в свете событий 11 сентября, чтобы у нас были военные силы и средства для борьбы с терроризмом.
Наконец, на Пражском саммите мы должны будем принять решение о расширении НАТО и приеме новых членов. Правительство США еще не решило, какие из девяти стран-кандидатов смогут получить нашу поддержку. Я могу сказать, что и альянс в целом еще не принял такого решения. Очевидно, оно созреет только к осени. Всем странам-кандидатам мы пока говорим, что для них очень важна военная реформа, мы будем продолжать сотрудничество с ними, и осенью примем окончательное решение.
Как вы знаете, США поддерживает расширение альянса. Президент Буш, выступая в Варшаве, сказал, что НАТО необходимо расширяться, чтобы увеличить стабильность в Европе. Я ожидаю, что расширение действительно состоится, причем значительное. Но какие страны будут приглашены и сколько, пока мы не знаем.
Вместе с тем появились новые основы для отношений России и НАТО. Это решение принято на высоком уровне, в ходе встреч президента Путина с президентом Бушем и премьер-министром Блэром. После саммита в Кроуфорде мы решили, что альянс и Россия должны улучшить свои отношения. Я не думаю, что российская и американская стороны были удовлетворены работой в рамках Совместного постоянного совета (СПС) Россия-НАТО.
- В чем, на ваш взгляд, принципиальное отличие "двадцатки" от Совместного постоянного совета Россия-НАТО?
- "Двадцатка" - это очень важно, это означает, что российский посол будет сидеть на заседаниях Североатлантического совета вместе с послами стран НАТО. Мы сможем работать с самого начала возникновения кризиса, а не выходить на сотрудничество, когда кризис уже развился. Президент Буш считает, что это правильный ход отношений между Россией и НАТО.
Один мой российский коллега сказал, что проблема с СПС такая: это не девятнадцать плюс один, а девятнадцать против одного. С обеих сторон Совместный постоянный совет так и не стал динамичным органом, где сотрудничество начинается с самого начала какой-то кризисной или чрезвычайной ситуации. А на уровне "двадцатки" - будет. В этом и состоит принципиальное отличие.
Я, конечно, представляю США на заседании СПС, и неоднократно повторял, что мы можем лучше, более плодотворно и конструктивно работать, более честно. Особенно по таким вопросам, где у НАТО и России есть общие интересы. Это борьба с терроризмом, война в Афганистане и так далее. У нас очень много общих интересов. Лорд Робертсон, наш генеральный секретарь, часто говорит: дело не в арифметике - девятнадцать плюс один, девятнадцать минус один, - весь вопрос в химии. Имеется в виду, что важна не форма стола, за которым вы сидите, не то, как устроен Совет, а важен дух, который там царит. Из общения с российской стороной и в Кремле, и в Министерстве иностранных дел мы чувствуем, что нам нужен новый дух сотрудничества. Я должен вам честно сказать, что такое же желание исходит из высших эшелонов моего правительства. Поэтому мы смотрим на это как на новое предприятие с большими перспективами, и надеемся, что очень скоро новый орган начнет свою работу на практической основе.
- Как будет осуществляться взаимодействие между НАТО и Еврокорпусом? Кому он станет подчиняться?
- Мы глубоко привержены хорошим отношениям между НАТО и Европейским союзом. Как вы знаете, мы работаем в одном городе, ежемесячно встречаемся на уровне послов, у нас очень много неофициальных связей и контактов. Хавьер Солана и Джордж Робертсон часто встречаются, и вообще они работают сообща. США поддерживают создание Европейского корпуса и сил быстрого реагирования. Нашим интересам отвечает, чтобы у Европы были силы и средства для выполнения миротворческих и гуманитарных задач.
Мы надеемся, что у корпуса будет прочная основа, так как многие страны Европейского союза входят и в НАТО. Любой рост потенциала Европейского корпуса будет содействовать укреплению потенциала альянса. Понятно, что для создания Еврокорпуса требуется время. Нужно посмотреть, сколько средств сможет внести ЕС, чтобы корпус стал полностью оперативно готовым. В настоящее время в США по-прежнему считают, что главной организацией по обеспечению безопасности в Европе является НАТО и в случае кризиса в Европе альянс готов к адекватному реагированию. И только в случае неспособности или нежелания НАТО участвовать в какой-то операции Европейский корпус сможет выступить на первый план.
Европейский корпус пока что не создан организационно, как фактическая сила. Мы неоднократно говорили, что если ЕС возьмет на себя какую-то миссию по поддержанию мира или по миротворчеству, то не надо дублировать структуры. У Верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе есть соответствующие структуры, штаб и органы, которые могут использоваться для оперативной и планирующей работы. Лучше использовать те штабные структуры, которые уже существуют, чем создавать параллельные, чтобы не расходовать лишние средства и силы, чтобы был симбиоз между НАТО и ЕС.
- Вы сказали, что после событий 11 сентября 2001 года альянс нуждается в реформе. Какие структуры затронут эти реформы, как будут выглядеть войска НАТО после их окончания?
- Мое правительство глубоко верит в НАТО. Это очень успешная военная организация. У Североатлантического альянса большое будущее в XXI веке. Мы считаем, что у НАТО есть целый ряд задач. Во-первых, традиционная - коллективная защита своих членов, здесь, в Европе, и в Северной Америке от любого нападения извне. Альянс должен сохранить эту главную свою задачу. Но в дополнение к этому, если какой-то из конфликтов, который возникнет в перспективе, будет асимметричным, неконвенциональным или будет исходить от какой-то группы типа "Аль-Каиды" или "Талибана", у нас должна быть возможность быстрого и гибкого реагирования адекватными силами и средствами. Поэтому НАТО необходимо создать такой военный потенциал, чтобы в будущем кризисе реагировать так быстро, как это станет необходимо. Естественно, это вопрос сил и средств.
НАТО всегда была организацией с крупными членами, такими, как США, это объективный факт. Соединенные Штаты тратят очень большие средства на национальную оборону, на модернизацию своих вооруженных сил. Мы надеемся, что наши европейские союзники также смогут сделать соответствующие инвестиции в обновление своих армий. То, что мы видели в Афганистане в последние несколько месяцев, показывает, что высокие технологии, совершенная техника на поле боя имеют огромное значение. Это прежде всего высокоточное оружие, стратегические средства переброски, средства связи и коммуникации. В НАТО обсуждаются все эти вопросы. Я думаю, что мы решим, как выйти на этот уровень, и добьемся здесь должных результатов.
- Соответствуют ли Литва, Латвия и Эстония тем формальным критериям, которые необходимо соблюсти странам-кандидатам для вступления в НАТО?
- Каждая из стран Балтии обратилась с просьбой принять ее в НАТО. Они являются кандидатами среди девяти стран-претендентов и в течение многих лет работали в соответствии со своей заявкой. Они также участвуют в миротворческих операциях в Боснии и Косово, являются членами "Партнерства ради мира", как, впрочем, и Россия. США, как я уже говорил, не приняли решения в отношении того или иного кандидата. Но мы хотим продолжать активно сотрудничать с этими странами в процессе принятия решения в течение 2002 года.
- Возможна ли ситуация, когда на саммите в Праге получит приглашение только одна страна Балтии, конкретно - Литва. Или же пригласят все три сразу?
- Еще раз подчеркну, не было принято никаких решений в отношении кандидатов. Это произойдет осенью. Мы не считаем, что альянс угрожает кому бы то ни было, в том числе и России. Поэтому заявляем, что расширение пойдет своим ходом. Госсекретарь США Колин Пауэлл заявил, что это будет крупное расширение, но не сказал, за счет каких стран. n
Из досье "НГ":
Николас Бернс родился в 1956 г. С 1995 по 1997 г. работал пресс-секретарем государственного департамента США. В 1997-2001 гг. - посол США в Греции. 4 сентября 2001 г. назначен постоянным представителем Соединенных Штатов в НАТО.
Брюссель-Москва