Самое удивительное для многих в процессе с югославским экс-президентом Слободаном Милошевичем, который перевалил вчера на четвертую неделю, - это степень готовности подсудимого препарировать и опровергать выдвигаемые против него обвинения, а также доскональная осведомленность о деятельности выступающих на процессе свидетелей, которых ранее Милошевич просто не мог знать.
Кто передает экс-президенту оперативную информацию, кто консультирует его разным вопросам, кто предупреждает о возможных изменениях в ходе суда? На все эти вопросы с первых дней процесса в Гааге ищут ответы СМИ многих стран. Журналистам из балканских стран кое-что удалось разведать в этом направлении.
Естественно, что к процессу Слободан Милошевич начал готовиться загодя. Многие соответствующие материалы ему были переданы женой и соратниками уже здесь, в Гааге. Постоянные консультации с видными авторитетами в области права идут по телефону. В Белграде на экс-президента работает большая команда экспертов, располагающая крупной базой данных и помощниками не только в разных частях Югославии, но и в других балканских странах. Среди них есть даже лояльные сербам и лично Милошевичу косовские албанцы. Сбор сведений ведется всеми возможными путями: через СМИ, архивы, родственников, партийных коллег, бывших военнослужащих еще федеральной Югославской народной армии, ныне разбросанных по всем пяти республикам, на которые распалась большая титовская Югославия.
"Милошевич, конечно, не знает, кто из свидетелей выступит следующим на процессе и какие заявления сделает,- говорит Бранко Ракич, доцент юридического факультета Белградского университета и член вышеназванной команды экс-президента. - Но как только этот человек появляется в зале суда и мы узнаем об этом, то сразу же приступаем к сбору данных на него, а также о тех событиях и людях, о которых он говорил в своем выступлении. Собранные сведения мы оперативно передаем Милошевичу по телефону, чтобы он мог в ответном слове опровергнуть вымышленные или искаженные факты".
И сам 60-летний экс-диктатор не только весьма стойко держится на процессе, но и сохраняет на удивление завидное физическое и психическое состояние, очень метко и живо реагирует на выдвигаемые в его адрес обвинения, придирается к передергиваниям и неточностям. Западные журналисты в последние годы не раз вспоминали о некой семейной склонности родственников Милошевича к самоубийствам, апеллируя к примерам с его отцом и дядей и намекая на возможный исход жизни самого экс-президента. Однако никаких намеков на нечто подобное от поведения и речей Слободана Милошевича не исходит. Судя по всему, он стоически настроен на длительный и небезуспешный для себя судебный процесс.
В некоторых балканских СМИ время от времени появляется информация о том, что Милошевичу по-прежнему симпатизируют многие высокопоставленные сербские военные, которые якобы даже предоставили в распоряжение работающих на экс-президента людей белградский архив генштаба югославской армии. Однако в начале этой недели начальник генштаба Небойша Равкович категорически опроверг подобные слухи. "Архив находится под контролем моим и верных мне людей, я знаю, кто его посещает и чем интересуется, поэтому могу твердо заявить, что все разговоры о доступе соратников Милошевича к секретным материалам исключены",- заявил Равкович.