США и Россия сегодня ближе друг другу - в политическом, экономическом и военном отношении, - чем когда-либо прежде. Еще до террористических актов 11 сентября 2001 года президент Владимир Путин сделал стратегический выбор в пользу более тесных отношений с Европой и США, отказавшись от подхода, основанного на конкуренции и конфронтации, которые были характерны для советских времен. И президент Джордж Буш, в свою очередь, тоже решил идти на преодоление узости мышления холодной войны и строить новые отношения с Россией, основанные на подлинном партнерстве и интеграции России в семью демократических наций. Во время встречи на высшем уровне в ноябре прошлого года Путин и Буш взяли на себя обязательство начать новые партнерские отношения между США и Россией, руководствуясь не только необходимостью бороться с общим врагом, но и общей заинтересованностью в сохранении и преумножении ценностей демократии, свободы и верховенства закона.
Североатлантический альянс также привержен защите ценностей демократии, свободы и верховенства закона. Поэтому его отношения с Россией должны отражать наши общие интересы безопасности. Государства - члены НАТО и Россия стоят перед схожими угрозами их безопасности: глобальным терроризмом и распространением оружия массового поражения, а также опасностями, исходящими от региональной нестабильности, воинствующего национализма и так называемых "несостоявшихся государств". Североатлантический альянс должен приспособиться к отражению этих угроз, по-новому определив свои задачи и оснастившись потенциалом, необходимым для выполнения этих задач. Страны - члены альянса признают, что усилия НАТО, направленные на эффективное отражение этих угроз, принесут больший успех, если будут сочетаться с более тесным сотрудничеством с Россией.
Новым механизмом сотрудничества, который обсуждался президентами Бушем и Путиным в ноябре прошлого года и был затем одобрен министрами иностранных дел стран НАТО и России, является Совет "двадцатки" НАТО-Россия. В рамках этого предложения 19 стран - членов НАТО и Россия работали бы вместе как группа из 20 равноправных партнеров, решая вопросы, в которых наличие общей заинтересованности делает такую совместную работу вполне естественной.
Главными целями совместных действий "двадцатки" могли бы стать борьба с терроризмом, нераспространение ядерного оружия, реагирование на региональные конфликты или конкретные мероприятия, создающие климат политического и военного сотрудничества между НАТО и Россией. Совет "двадцатки" НАТО-Россия может положить начало поистине историческим изменениям во взаимоотношениях обеих сторон. Он стал бы также шагом в направлении более фундаментального партнерства и подлинного сотрудничества, которые можно было бы назвать "союзом с альянсом". Сотрудничество НАТО и России в рамках "двадцатки" явилось бы качественным шагом за рамки нынешнего формата "19 плюс один", при котором НАТО вырабатывает свою позицию до обсуждения вопросов с Россией.
Из идеи "двадцатки" НАТО-Россия может что-то получиться, если обе стороны изменят не только процедуры, но и свое отношение к взаимодействию. России надо будет выработать новую "культуру сотрудничества" - дух гибкости, понимания и компромисса, являющийся основополагающим для организации, работающей на основании консенсуса между государствами с различными взглядами на безопасность и ее приоритеты. К сожалению, до сих пор такая культура сотрудничества не всегда характеризовала подход России к НАТО. России еще предстоит преодолеть наследие недоверия и соперничества в отношениях с НАТО. В свою очередь, Североатлантическому альянсу необходимо быть более открытым и более гибким при рассмотрении мнений российской стороны. Нам надо выйти за рамки прошлых отношений, в которых не было ни выигравших, ни проигравших, и развить отношения, идущие на пользу обеим сторонам, когда все оказываются в выигрыше.
Сотрудничество между НАТО и Россией способно стать оплотом глобальной безопасности в XXI веке. Мы можем начать уже с нынешней войны против международного терроризма. НАТО и Россия должны сотрудничать с другими государствами в борьбе с террористами, которые не признают ни национальных границ, ни союзов. Им следует умножить свои усилия по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, которое могло бы дать террористам - или государствам, их поддерживающим, - еще большие возможности для нанесения ударов по нашим странам.
В январе этого года, вслед за заседанием Постоянного совместного совета НАТО-Россия, высокопоставленные представители стран - членов НАТО и России встретились в Брюсселе и вновь подтвердили свою решимость усилить сотрудничество в борьбе против терроризма. Широкий спектр инициатив был развернут осенью прошлого года, включая регулярный обмен информацией и углубленные консультации по вопросам, касающимся террористической угрозы, планирования на случай гражданских чрезвычайных ситуаций и роли армии в борьбе против терроризма. В будущем мы надеемся, что НАТО и Россия смогут совмещать усилия своих разведок для оценки террористической угрозы и разрабатывать программы, позволяющие военным силам обеих сторон действовать совместно при проведении антитеррористических операций.
Другим продуктивным направлением для сотрудничества между НАТО и Россией является противоракетная оборона. Нам всем надо признать как факт, что усилия, направленные на недопущение распространения технологии производства баллистических ракет и оружия массового уничтожения, не увенчались полным успехом. Сотрудничество между НАТО и Россией в области противоракетной обороны дало бы возможность лишить государства - нарушителей спокойствия способности нападать на нас или шантажировать нас при помощи ракет большого радиуса действия, которые способны наносить удары по нашим городам или по нашим развернутым вооруженным силам. Такое сотрудничество могло бы включать совместное раннее предупреждение, совместные учения и даже совместную промышленную разработку систем противоракетной обороны.
Североатлантическому альянсу предстоит принять важные решения на ноябрьском саммите в Праге, которые касаются прежде всего предстоящего изменения задач НАТО и приема в свои ряды стран из Центральной и Восточной Европы. На протяжении 53 лет своей истории альянс не раз принимал в свой состав новых членов, и каждый раз это повышало стабильность на Европейском континенте. Расширение НАТО - это открытый процесс, не представляющий военной угрозы России. Военная интеграция Польши, Венгрии и Чешской Республики в 1999 году не привела к созданию каких-либо новых баз НАТО на их территории или приближению ядерного оружия к границам России. Я полагаю, что более широкое рабочее партнерство между Россией и Североатлантическим альянсом будет содействовать улучшению понимания Россией роли и задач НАТО и меньшей обеспокоенности по поводу предстоящего расширения.
Со времени своего основания в 1949 году альянс никогда не отступал от своих основополагающих целей: жить в мире со всеми народами и правительствами, охранять свободу и общее наследие наших народов, способствовать стабильности и благополучию Североатлантического региона. Не вижу причин, по которым такая философия не могла бы направлять отношения между Западом и Россией в XXI веке. В том числе и по этой причине США выступают за улучшение отношений не только между США и Россией, но и между НАТО и Россией. Поэтому мы и стремимся создать форум, на котором союзники по НАТО и Россия смогут демонстрировать общность своих принципов и свое общее стремление вносить вклад в дело укрепления безопасности и стабильности.