Правительство КНР одобрило программу развития сети донорских пунктов. Проектом, на который выделяется 2,25 млрд. юаней (около 350 млн. долл.), предусматривается строительство сотен современных донорских пунктов. В настоящее время таковые имеются лишь в половине из 600 городов страны. А гематологических центров, в которых можно получить развернутый анализ крови, в стране почти нет. Теперь они должны появиться в каждом из 29 административных центров.
Важность принятого решения трудно переоценить. Ведь отсутствие должного контроля в этой сфере стало главной причиной стремительного распространения СПИДа в Китае. Согласно официальной правительственной статистике, в КНР сейчас насчитывается около 22,5 тыс. инфицированных ВИЧ лиц. Однако, как сообщили недавно журналистам источники в Минздраве КНР, реально инфицированных может быть не меньше 600 тысяч.
Но даже эта цифра подвергается сейчас сомнению международными экспертами в свете отрывочных данных о положении дел в некоторых районах китайской глубинки. Наиболее тяжелая ситуация сложилась в Хэнани - одной из самых густонаселенных (свыше 92 млн. чел.) и бедных провинций КНР. Массовое распространение среди здешнего населения ВИЧ-инфекции вовсе не означает, что среди хэнаньцев распространены наркомания и проституция. Просто с начала 90-х годов здесь с благословения (наверное, небескорыстного) местного руководства была развернута обширная сеть мобильных донорских пунктов, которые и превратились в главный канал распространения СПИДа.
Пункты работали в коммерческом режиме, собирая сырье для китайских и зарубежных фармацевтических компаний - производителей гамма-глобулина и других препаратов, для которых требуется кровяная плазма. Огромное число крестьян - идеальная ойкумена для сбора в "товарных" количествах необходимой дешевой и чистой крови. Убеждать своих земляков в том, что сдавать ее вовсе не вредно, взялись все кому не лень; в ряде мест власти даже прибегали к разбрасыванию листовок с призывами типа "А ты записался в доноры?".
Сбором крови занимались как госструктуры (от местных поликлиник до армейских коммерческих структур), так и частные "предприятия с участием иностранного капитала" (это когда обосновавшийся в Гонконге земляк выступает посредником при поставках плазмы конечным потребителям).
О масштабах прибыльности подобного бизнеса можно судить по тому, что за 400 грамм сданной крови китайский крестьянин получает лишь 40 юаней (около 5 долл. США), то есть в десятки раз меньше, чем за это платят в любой развитой стране. Эта сумма, однако, видится чуть ли не манной небесной в сельском захолустье, где безработного и просто избыточного населения десятки миллионов человек, а средний доход не превышает ста юаней в месяц.
Так что километровые очереди у пунктов переливания крови стали обыденным явлением во многих уездах провинции. Некоторые доноры умудрялись сдавать кровь чуть ли не еженедельно. Чтобы сделать процесс более "рациональным", кое-где прямо на пунктах установили огромные центрифуги, в которых из собранной от десятков людей крови методом плазмофореза выделяли плазму. После отбора плазмы оставшуюся субстанцию (содержащую красные клетки) переливали обратно в целях "минимизации" негативного воздействия на организм доноров; тем более что, согласно китайскому поверью, терять кровь даже в малых количествах вредно.
Почему-то никто раньше не думал, что достаточно одного ВИЧ-инфицированного, чтобы его кровь, смешавшись с кровью других людей, превратила все содержимое центрифуги в огромный резервуар смерти.
И вот теперь, спустя десятилетие после начала донорской кампании, проявляются ее печальные последствия. Корреспонденты китайской газеты "Гунжэнь жибао", побывавшие недавно в местечке Хоуян, узнали от местных врачей, что ВИЧ-инфицированными там являются примерно 3200 из 4 тысяч жителей; свыше 400 из них уже поражены СПИДом. Только за прошедший год от этого недуга здесь умерли 150 человек.
До недавнего времени считалось, что в Хэнани ВИЧ-инфицированных насчитывается 1495 человек. А согласно последним расчетам провинциального управления здравоохранения, на 10 тыс. жителей приходится 40 ВИЧ-инфицированных. Экстраполяция этого соотношения дает убийственную цифру: 370 тыс. человек. Некоторые врачи считают, что пораженных смертельным вирусом в провинции на самом деле втрое больше.
Ранее гонконгская газета "Саут Чайна морнинг пост" писала о другой деревне этой же провинции - Дунху. Ежемесячно в среднем СПИД уносит там жизни полутора десятков людей, в основном в возрасте 30-40 лет. Практически в каждой из тысячи семей этой деревни есть кто-то, кто уже умер или имеет те или иные симптомы начавшегося заболевания. Считается, что таковых в Дунху насчитывается не менее 60% от общего числа жителей. А значит, эта деревня становится абсолютным мировым лидером по процентному соотношению зараженных вирусом СПИДа.
Никто точно не знает, сколько еще таких деревень находится в китайской глубинке. Ведь для местных властей весьма характерно стремление скрывать от вышестоящего начальства, а тем более от общественности, действительное положение дел.