- Что такое 10-летие Международного конгресса промышленников и предпринимателей на фоне грандиозных геополитических изменений в современном мире?
- Прежде всего это знаменательная дата для осмысления пройденного пути, определения новых ориентиров развития в меняющемся экономическом и политическом пространстве.
Сегодня в конгрессе представлены национальные союзы (ассоциации и конфедерации) промышленников и предпринимателей (работодателей) Азербайджана, Армении, Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Молдовы, Польши, России, Румынии, Словакии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины, Чехии, Эстонии. Они связаны исторически обусловленными экономическими интересами для новых независимых государств. Это необходимые устойчивые связи, собственная организация конфедеративного типа. Есть накопленный опыт объединения деловых кругов стран на евроазиатском пространстве, есть авторитет среди хозяйствующих субъектов в странах, представленных в конгрессе, в различных международных организациях и межгосударственных органах.
Десять лет назад по инициативе Российского союза промышленников и предпринимателей в феврале 1992 года, когда стали обрушиваться привычные конструкции и структуры Советского Союза, обрываться хозяйственные связи, в Москве собрались руководители национальных объединений промышленников и предпринимателей. Ранее они входили в Научно-промышленный союз СССР, поэтому быстро договорились. Приняли уставной документ, сформировали Совет МКПП.
Все первые и последующие шаги конгресса как постоянно действующей международной общественной организации направлены на отстаивание интересов товаропроизводителей, руководителей производств, на обеспечение оптимального выбора в условиях довольно импульсивных экономических преобразований. Не случайно в соответствии с новой редакцией Устава МКПП вступили и продолжают вступать физические лица - индивидуальные члены конгресса. Только за последний год МКПП провел шестую и седьмую ассамблеи конгресса.
Состоялись визиты делегаций МКПП в Китай, Вьетнам и Японию, Армению, Белоруссию, Украину. Причем это не рядовые поездки, а действительно официальные визиты: делегации были приняты на правительственном уровне. Установлены прямые связи между руководителями родственных отраслей предприятий и организаций этих стран. И к месту будет сказать, что заявила о желании вступить в члены МКПП Торгово-промышленная палата Вьетнама - как общенациональное объединение.
Заключены соглашения о сотрудничестве с международной ассоциацией журналистов "Асмо-пресс" и Российской академией бизнеса и предпринимательства, подписан новый Договор с Международным центром научной и технической информации.
- До недавнего времени вы возглавляли Государственный комитет по оборонным отраслям промышленности Российской Федерации. Оборонно-промышленный комплекс - это один из немногих источников стабильности получения денежных доходов из-за рубежа. По какому принципу ваш конгресс поддерживает оборонные предприятия?
- План строительства ВС РФ на 2001-2005 годы в Минобороны РФ имеется, реализуется. Но он как бы на тот случай, если ничего не произойдет в стране и со страной, кроме сокращения войск, предприятий. В течение 2001-2005 годов планируется в основном завершить формирование "оборонно-ориентированного ядра ОПК" - необходимого числа интеграционных структур (концернов и холдингов), в которые войдут стратегические необходимые предприятия. В этот же период должны быть проведены мероприятия по обновлению используемых основных фондов и выводу невостребованных мощностей посредством аренды, долгосрочного лизинга или непосредственной продажи.
Далее в 2006-2010 годах, насколько мне известно, должна происходить дальнейшая диверсификация производства и усиление позиций крупных оборонных корпораций.
Логика преобразований вроде бы верная. Но даже если бы и отсутствовала логика, мы же общественная организация, хотя и с международным статусом, и не вправе вмешиваться в дела МО РФ.
И в то же время не можем быть сторонними наблюдателями, ведь некоторые предприятия оборонной промышленности - члены МКПП. И здесь наша роль более значима. Мы выстраиваем новые перспективы - оказание им и другим своим членам консультативной, правовой, научной помощи; разработка и реализация научных, промышленных, инвестиционных программ и проектов. Возможности Международного конгресса включают оказание содействия в становлении и развитии предприятий различных форм собственности и хозяйствования, в их адаптации к условиям рыночной экономики, в расширении международных связей с целью укрепления экономического и промышленного потенциала регионов, где действуют эти предприятия. Эти направления берутся нами за основу, исходя из накопленного опыта.
К примеру, уже многие годы член конгресса - АО "Энергомашэкспорт" известно на мировом рынке как крупный и надежный поставщик энергетического оборудования, производимого в России и странах СНГ. В сфере его деятельности также поставки железнодорожного, металлургического и горно-шахтного оборудования. И оно продолжает развивать связи с предприятиями всего СНГ и Прибалтики. В Латвии, например, АО "Энергомашэкспорт" участвовало в реконструкции гидроэнергетических комплексов. И оттуда Россия получила значительное количество поездов пригородного сообщения.
Лишь привлекательность практических дел, адекватный ответ на вопросы, которые ставит сегодня мировое экономическое развитие, умение найти контакт - залог того, что хозяйствующие субъекты поддержат наше объединение, отдадут предпочтение МКПП, а не другой организации.
- Установлению диалога с деловыми людьми препятствуют возникшие границы - они не позволяют этого сделать. И во многом отсюда берет начало большинство наших проблем. К тому же, к примеру, для Болгарии, Украины наиболее быстрый и эффективный способ поддержания стабильной экономики - членство в ЕС, других структурах.
- К участию в европейских интеграционных процессах, олицетворением которых является НАТО и ЕС, стремятся не только Болгария и Украина, но и многие страны. Для России тоже неплохо бы успешно взаимодействовать с международной средой, например в рамках ЕС, где правила ясны и риск серьезных экономических потрясений сведен до минимума. Европейский Союз - это прежде всего объединение стран с одинаковой экономикой и одинаковыми правилами игры, которыми ни Россия, ни СНГ еще не овладели. За примерами далеко ходить не надо. С 1 апреля вступает в силу принятая Международной организацией гражданской авиации (ICAO) глава 3 Конвенции ICAO, которая повышает требования к гражданским самолетам на международных рейсах по уровню шумов двигателей. Более 300 самолетов, таких как ИЛ-76, Ил-86, ТУ-154Б, ряд модификаций ТУ-154М и ИЛ-62, не соответствуют новым требованиям ICAO и не смогут совершать рейсы в страны ЕС. Новые ограничения на полеты самолетов в Европу создадут серьезные трудности не только для летного туристического отдыха россиян, но и для наших авиакомпаний в целом на пространстве СНГ.
Международный конгресс не стремится возложить на себя функции государства и раздобыть авиакомпаниям от 3 до 12 миллионов долларов на каждый самолет, чтобы привести машины в состояние, соответствующее нормам. Однако вступать в диалог с деловыми партнерами, активизировать поддержку авиастроения мы будем!
Многие другие сюжеты заставляют МКПП, национальные союзы сегодня искать формы и методы работы, отвечающие новым экономическим реалиям. Полагаю, что в рамках общественного движения тоже можно стремиться к формированию единой экономической политики на территории стран-партнеров, а также соответствующей нормативно-правовой базы. Точки соприкосновения, кроме увеличения внешнеторгового оборота, могут проявиться в целевых программах, по примеру Союзного государства Белоруссии и России. Учитывая жесткие требования ЕС к технико-эксплуатационным характеристикам и экологической безопасности грузового транспорта, можно заранее предусмотреть ситуацию, когда коптящим "КамАЗам" и "Уралам" закроют путь в Европу.
Значит, к развитию дизельного автомобилестроения выгодно приступить уже сейчас, что, впрочем, и делают сегодня в Белоруссии. Уже сегодня выпускают грузовики в соответствии со стандартами "Евро-1" и "Евро-2", скоро и на "Евро-З" замахнутся. 75% комплектующих для них производится в России.
Кстати, именно этой цели служила Международная экономическая конференция, которую МКПП провел в июне 2000 года в Вильнюсе. Ее темой стало развитие транзита и трансконтинентальных хозяйственных связей в процессе глобализации экономических отношений. Прежде всего были затронуты проблемы постепенной либерализации транспортных рынков всех стран, гармонизация национальных законодательств с международными стандартами, законодательством ЕС и правилами ЕЭК ООН, совершенствования процедур пересечения границ и выполнения таможенных формальностей. На встрече в Литве наряду с рекомендациями была принята декларация "Вступая в новый век: предпринимательство как критерий цивилизованности". В ней высказаны опасения по поводу тех барьеров, которые стоят на пути развития предпринимательства, заявлено о необходимости создания со стороны государства условий для свободной конкуренции, безопасности бизнеса.
Полагаю, что весьма перспективной формой работы МКПП может стать создание представительств в отдельных странах. Такие структуры сформированы в Словакии, Литве, Эстонии, Украине. Особенность их деятельности состоит в том, что они выражают интересы МКПП и всех национальных союзов, входящих в конгресс, сосредотачивают свою деятельность на реализации наиболее результативных и упреждающих проблему проектов.
- Одно из уставных направлений деятельности конгресса - это представлять интересы членов конгресса в органах законодательной и исполнительной власти государств, где ведется деятельность конгресса, в межгосударственных органах и в отношениях с другими общественными и международными организациями.
- МКПП добился получения статуса наблюдателя при Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ (МПА). Делегация конгресса принимает активное участие в заседаниях постоянных комиссий ассамблеи, заседаниях совета МПА и пленарных заседаниях. При этом не только оказывает практическое содействие в формировании модельных законов, но и инициирует их создание. Это то, что касается создания благоприятных правовых условий для работы промышленников и предпринимателей.
Теперь о связях конгресса с другими международными организациями промышленников, ученых и предпринимателей. Руководство МКПП сделало важные шаги по установлению отношений сотрудничества с Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). В настоящее время конгресс имеет консультативный статус при этой организации. Это позволило конгрессу включиться в осуществление разработанных ЮНИДО и реализуемых под его эгидой разнообразных проектов и программ, предложить свои наработки, получить поддержку ведущих финансовых институтов, выйти на реальные связи с крупнейшими промышленными компаниями из различных стран.
Под эгидой МКПП и ЮНИДО в мае 1999 года в Венском центре ООН прошла Международная экономическая конференция на тему "Проблемы промышленного развития и экономического сотрудничества в контексте глобальных изменений в хозяйственной и финансовой системах". Участники этого уникального научно-профессионального и одновременно практического форума в Вене сумели преодолеть увлеченность теоретическими выкладками и общими оценками, они оперировали живым практическим материалом, концентрируясь на реальных идеях и мерах.
Как видите, не на пустом месте мы вынашиваем идею "Торгового дома" МКПП, который мог бы сосредоточить всю информацию как о предлагаемых товарах национальными предприятиями, так и, что более важно, о реальных потребностях той или иной страны в товарах, изделиях, технологиях.
Последнее особенно важно. Проблема в технологическом сотрудничестве значима для всех стран, представленных в МКПП. Однако для внедрения новых технологий "мощностей" торгового дома не хватит.
И здесь весьма перспективным представляется использование возможностей (ЮНИДО) и представительства МКПП при этой организации. К примеру, рекомендованный нам банк Японии, представитель которого, господин Тэцуй Ушида, принимал участие в работе конгресса в Киеве, имеет готовность рассмотреть возможности финансирования различных технологических производственных проектов.
- В Совет Федерации вы делегированы от исполнительных органов Ярославской области - одной из ведущих в промышленном плане области страны. С этим регионом у вас давние и реальные связи. Вы являетесь председателем совета директоров одного из крупнейших предприятий области - НПО "Сатурн", ранее широко известного как объединение "Рыбинские моторы". Что нового привнесет ваш статус - члена Совета Федерации в деятельность конгресса?
- Предполагаю, что конгресс активнее будет участвовать в совершенствовании правовой базы экономического сотрудничества и проводимых реформ в экономике. Сегодня в повестке дня стоит разработка модельных законов стран СНГ. Они вносятся соответствующими комитетами Межпарламентской ассамблеи и принимаются на ее заседаниях. МКПП участвует в этом процессе, но простого участия недостаточно. Здесь и пригодится мой статус. Среди рабочих органов, которые планируется создать в МКПП, правовой комитет возьмет на себя как экспертизу разрабатываемых законов, так и роль инициатора в представлении законопроектов. Дело в том, что нам нужны нормативно-правовые акты, которые помогли бы более эффективно решать задачи международного сотрудничества на евроазийском пространстве, в частности, вопрос о создании зон свободной торговли.
И еще есть у меня, как у члена Совета Федерации, один интерес. Россия до сих пор находится в "черном списке" стран и территорий, не предпринимающих конкретных мер по предотвращению легализации "грязных денег". Она была включена в этот список в июне 2000 года вместе с рядом других государств. Международная комиссия по борьбе с финансовыми правонарушениями (FATF) советует международному сообществу проявлять особую осторожность в отношениях с компаниями из этих государств. У этой организации есть определенная процедура исключения из "черного списка", по которой страна должна принять соответствующее законодательство и создать финансовую разведку. Ради такой процедуры стоит постараться в Совете Федерации. Ну и, как вы прекрасно понимаете, это дает возможность привлечь как инвестиционные, так и федеральные программы в Ярославскую область.
Все в мире изменяется. Теперь мы живем в условиях ускоренной глобализации. Эти условия меняют и концептуальные основы нашего конгресса. И наиболее важно для МКПП сейчас привнести в свою работу динамизм и конструктивность. Наполнить деятельность МКПП не политическо-экономическим, как было необходимо 10 лет назад, а полноценным экономическим содержанием, как целесообразно сегодня.