Намерение США продолжить антитеррористическую кампанию и нанести сокрушительный удар по Ираку, который они обвиняют в поддержке международного терроризма, ставит соседние с ним арабские государства в сложное положение. С одной стороны, они выступают против терроризма во всех его формах, с другой - являются частью арабского мира и полны решимости проявить солидарность с Багдадом.
Арабские страны, входящие в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), готовы оказать политическую поддержку Ираку в том случае, если он станет следующим после Афганистана объектом в антитеррористической кампании, возглавляемой США. Продолжая настаивать на том, что Багдад должен выполнить все требования Совета Безопасности ООН, они призывают Генерального секретаря ООН возобновить диалог с Ираком.
Несмотря на то что страны ССАГПЗ в значительной степени зависят от США в плане обеспечения их безопасности, они тем не менее заявляют, что не станут поддерживать Вашингтон в стремлении решить иракскую проблему силовыми методами. Месяц назад эта принципиальная позиция была подтверждена на совещании в столице Омана Маскате. Соседние с Ираком арабские страны заинтересованы прежде всего в развитии экономических связей с Багдадом. Кроме того, ослабление Ирака и его полная изоляция привели бы к изменению регионального баланса сил, что не устраивает большинство членов Совета сотрудничества, считающих, что это усилит в регионе позиции Саудовской Аравии и Ирана. Поэтому они хотели бы, чтобы Ирак вернулся к более активной внешнеполитической деятельности в зоне Персидского залива. Эту позицию поддерживают, в частности, Объединенные Арабские Эмираты.
Эта страна ведет многолетний территориальный спор с Тегераном из-за трех островов в Персидском заливе, которые еще в начале 70-х гг. были оккупированы иранскими войсками. В этом плане Арабские Эмираты, вероятно, надеются на иракскую поддержку, поскольку не могут добиться таковой от Саудовской Аравии. Кроме того, ОАЭ смогли извлечь значительные экономические выгоды из того положения, в котором оказался Багдад в результате режима санкций. Эмираты стали основным в Персидском заливе транзитным пунктом для поставок товаров в Ирак в рамках осуществления программы "Нефть в обмен на продовольствие" и одновременно сами принимают весьма активное участие в этом деле. Между ОАЭ и Ираком открыто еженедельное паромное сообщение, что облегчает взаимный товарообмен.
По тому же пути идет и Катар. В 1992 г. он восстановил с Ираком дипломатические отношения, разорванные в знак протеста против оккупации Кувейта. А в 1999 г. Катар призвал другие государства ССАГПЗ последовать его примеру. Имелись в виду Саудовская Аравия и Кувейт. Позиция Катара вполне объяснима. Он проявляет недовольство тем, что Эр-Рияд стремится к полному контролю над регионом Персидского залива. К тому же Катар хотел бы получить более весомую поддержку Саудовской Аравии в разрешении его территориальных споров с Бахрейном.
Оман, по-видимому, также заинтересован в том, чтобы Ирак стал полноправным членом региональной системы. В марте 1998 г. этот султанат, кстати, так и не прервавший дипломатических отношений с Ираком, посетили две делегации из Багдада. Это явилось наглядным свидетельством того, что Маскат готов к возобновлению двусторонних контактов. Подобно Катару, он участвует в программе "Нефть в обмен на продовольствие", неуклонно расширяя торговые связи с Ираком.
Лишь Саудовская Аравия и Кувейт продолжают занимать жесткую позицию, требуя выполнения всех пунктов резолюций Совета Безопасности ООН, принятых в отношении Ирака. Хотя и в заявлениях их официальных лиц все больше внимания уделяется бедственному положению иракского народа, который является частью, как говорят в столицах обеих стран, "арабской и мусульманской наций".