"Рецепт на оживление японской экономики находится в США, - заявил на днях по телевидению известный здешний эксперт. - И может быть, нам привезет его Джордж Буш".
Прилетающий сегодня в Токио американский президент действительно в центр своих переговоров с японскими руководителями ставит экономические проблемы. Причем акцент предполагается сделать не на общемировых тенденциях и даже не на двусторонних отношениях, сколько на чисто местных условиях, отнюдь не благоприятствующих экономическому состоянию самой Японии, а также многих ее соседей по региону.
В Стране восходящего солнца безработица в последние месяцы растет темпами, невиданными с начала 50-х годов. Стремительно уменьшаются инвестиции. Предполагается, что в начинающемся 1 апреля бюджетном году рост ВВП будет нулевым. Раскручивается спираль дефляции. Надежды, связанные в свое время с приходом премьера Дзюнъитиро Коидзуми, не сбываются.
Накануне приезда в Токио Буша министр финансов США Пол O"Нил, отвечавший за подготовку президентского визита, не скрывал своей обеспокоенности упадком в японском хозяйстве. Он заранее проинформировал хозяев, чтобы они не ждали чудесных рецептов от Вашингтона, и даже более того - предупредил лидеров в Токио: не пытайтесь решить свои проблемы за счет иных государств, в частности США. Американский министр имел в виду попытки японского руководства занизить уровень иены, что могло бы увеличить экспорт здешних товаров в США. "Исторический опыт показывает, что страны, пытающиеся решать свои проблемы различными искусственными мерами, в конце концов лишь еще больше ослабляют собственную экономику", - заявил О"Нил.
Японский кабинет намерен встретить делегацию из Вашингтона проектом комплекса антидефляционных мер, чтобы показать серьезность и квалифицированность своих намерений. Весьма важной проблемой остаются неэффективные кредиты многих японских банков, составляющие в общей сложности 36,8 триллиона иен, или около 317 миллиардов евро. В связи с этим немецкая газета "Франкфуртер альгемайне цайтунг" пишет, что правительству Японии, судя по всему, придется для стабилизации ситуации выделить от 10 до 15 триллионов иен (т.е. до 130 миллиардов евро). Меньшие суммы вряд ли спасут положение, как это было, например, в 1999 г., когда кабинет использовал на подобную интервенцию 7 триллионов иен.
Во многом схожие проблемы терзают сейчас другие государства Восточной Азии. Год назад предполагалось, что темпы экономического роста в Сингапуре, Южной Корее, Гонконге и Тайване составят около 4%, однако он остановился на отметке 0,1%. Практически у всех государств региона резко снизился экспорт, что вызвано в первую очередь рецессией в США и государствах Западной Европы.
Аргентинский кризис повлиял на действия иностранных инвесторов, ставших значительно более осторожными. Хотя последствия финансового кризиса 1997-1998 гг. в большинстве здешних стран преодолены, наступившее оживление в хозяйственной сфере выглядит пока слишком хрупким и недолговечным. Обеспокоенность растет и в связи с неопределенностью ожиданий, как отразится на ситуации в регионе членство Китая и Тайваня в ВТО. Япония на всякий случай готовит охранные меры перед китайской конкуренцией, подписав соглашение о свободной торговле с Сингапуром и готовя подобные с Южной Кореей, Канадой, Чили и Мексикой.
С другой стороны, в Китае, Малайзии, Южной Корее растут опасения о конкурентоспособности местной продукции в связи с ослаблением японской валюты. Пекин уже обратил внимание Токио на то, что курс юаня по отношению к иене вырос в минувшем году на 10%. В Китае не скрывают своей досады от того, что Япония и таким образом принимает охранные меры для своего рынка.