Начинающийся завтра визит Джорджа Буша в Японию, Южную Корею и Китай первоначально планировался в октябре, но был перенесен в связи с терактами 11 сентября. Поэтому главным лейтмотивом турне становится стремление американской администрации заручиться поддержкой руководителей ведущих дальневосточных держав в развернутой ею антитеррористической борьбе.
Визит стартует в первые дни Нового года по восточному лунному календарю, как бы символизируя намерение США обновить свои внешнеполитические усилия на восточном направлении. А это именно так, поскольку после сентябрьских событий американцы всерьез подумывают о перемещении своих военных интересов из Европы в Азию.
В беседах с японским премьером Дзюнъитиро Коидзуми Буш наверняка затронет проблемы экономического взаимодействия в свете поиска путей вывода экономики Страны восходящего солнца из длительной депрессии, в которой она пребывает.
В Южной Корее руководитель США будет говорить со своим коллегой Ким Дэ Чжуном об укреплении американо-южнокорейского альянса и координации политики в отношении КНДР, которую Америка недавно занесла в перечень стран, образующих "ось зла". Не исключено, что американскому лидеру придется выслушать нелицеприятные заявления южнокорейской стороны, ряд представителей которой возмущены новой "лингвистической эквилибристикой" Соединенных Штатов, резонно полагая, что нацию, стремящуюся к объединению, нельзя огульно делить на "плохую" и "хорошую" части, тем самым еще больше усугубляя раскол.
Очевидно, однако, что ключевым пунктом в маршруте Буша станет Пекин. Символично то, что он прибудет туда 21 февраля, ровно через 30 лет после того, как на китайскую землю впервые ступил тогдашний президент США Ричард Никсон, буквально "расколовший" в ходе своего исторического визита "лед", сковывавший до этого более двух десятилетий отношения обеих стран.
Символика тем не менее служит лишь красивым обрамлением для чисто прагматических целей нынешней китайско-американской рабочей встречи. Несмотря на наличие значительных сложностей в отношениях двух стран, они очень нужны друг другу. За прошедшие три десятилетия торгово-экономические связи США и Китая развивались бурными темпами и достигли объемов в десятки миллиардов долларов. Соединенные Штаты особенно интересны Китаю как источник научно-технических достижений: 75% необходимых ему новейших высоких технологий он может получить только в Америке.
В свою очередь, Соединенные Штаты, имеющие значительный дефицит в торговле с Китаем, рассчитывают на его уменьшение вследствие большей открытости китайского рынка и снижения на нем тарифных барьеров после принятия КНР в ВТО.
Помимо торгово-экономических отношений главной темой на переговорах Цзян Цзэминя и Буша станут вопросы борьбы с терроризмом. Солидаризировавшись в принципе с антитеррористической кампанией, Китай занимает в этом вопросе позицию, несколько отличающуюся от американской. Он, в частности, считает, что военные действия, направленные против талибов в Афганистане, не должны без веских оснований и санкций международных организаций, включая ООН, автоматически распространяться на другие регионы, где может пострадать мирное население. Он также возражает против навешивания без убедительных доказательств ярлыков "пособников терроризма" на любые страны лишь по той причине, что кому-то могут не нравиться правящие в них режимы.
Вместе с тем в Пекине беспокоятся по поводу закрепления военного присутствия США в Центральной Азии на долговременной основе, понимая, что борьба с терроризмом - лишь предлог для решения ими своих экономических задач, в том числе и за счет ущемления в этом регионе китайских интересов.
Главным "зерном раздора" в китайско-американских отношениях остается тайваньская проблема. Несколько шагов Буша в направлении ужесточения позиции по Тайваню в апреле-мае прошлого года, в частности заявление об оказании острову мощной поддержки в случае нападения Китая, были восприняты в Пекине как доказательство отказа новой американской администрации от проводившейся США на протяжении десятилетий "стратегии неопределенности" в отношении их возможных действий в случае китайско-тайваньского вооруженного конфликта. И хотя впоследствии страсти понемногу улеглись, Китай весьма чувствительно реагирует на сложившуюся ситуацию. Это усугубляется и объявленным американской стороной решением о выходе из Договора 1972 года по ПРО, следствием чего станет развертывание Штатами системы ПРО ТВД, которая может полностью "закрыть" Тайвань "противоракетным зонтиком" и автоматически превратить его в зону китайско-американского конфликта.
Видимо, в этом кроется одна из причин того, что в ходе нынешней встречи двух лидеров не планируется подписание общеполитических документов. Китайцы, которые постоянно делают американцам замечания по поводу отходов от соблюдения их положений, считают необходимым четче следовать достигнутым договоренностям прежде, чем заключать новые. США же, в свою очередь, в преддверии новых задач, которые себе наметили, предпочитают иметь руки более свободными от чрезмерных обязательств.