0
602
Газета В мире Интернет-версия

14.02.2002 00:00:00

Правосудием пока не пахнет

Тэги: милошевич, трибунал


милошевич, трибунал

Первые два дня процесса над Слободаном Милошевичем дают дополнительные аргументы в пользу высказывавшихся ранее (в том числе и со страниц "НГ") претензий к деятельности Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ). И главная из них состоит в том, что МТБЮ является политизированной инстанцией, произвольно трактующей те события, которые имели место на протяжении последнего десятилетия на Балканах.

Процесс над бывшим сербским лидером, окрещенный с легкой руки противников Милошевича "вторым Нюрнбергом", является беспрецедентным. На скамью подсудимых перед всем миром посажен бывший руководитель ключевой страны на Балканах - региона, где сталкивались и сталкиваются интересы всех ведущих держав. Он посажен для того, чтобы ответить за "тяжкие преступления", совершенные в период крайне спорных событий, которыми сопровождалось исчезновение государства под названием СФРЮ. Путем сравнения гаагского суда с Нюрнбергом ставится задача скрыть саму возможность спорности балканских событий, выставить Милошевича на однозначное и безоговорочное осуждение как нацистского преступника.

Автор всех тяжких обвинений против Милошевича - Карла дель Понте - достаточно одиозная фигура, дискредитировавшая себя политизированностью и избирательным подходом в любых громких делах, за которые она до сих пор бралась. Открывая процесс над бывшим сербским диктатором, госпожа дель Понте сразу окрестила его историческим, пообещав миру показать международное правосудие в действии. Интересно, что демонстрация "международного правосудия" происходит в период нового переворота в международных отношениях, когда самое мощное государство с успехом показывает более слабым, как просто установить новую власть в далекой стране, выступив на стороне одного из участников длительной гражданской войны.

Западные государства во главе с Соединенными Штатами, решившие преследовать Милошевича, до сих пор не сформулировали четких целей того, зачем это делается. В последние годы с Запада, от самых высокопоставленных деятелей, слишком часто доносились высказывания типа: "зло должно быть наказано", "никто не может быть над законом" или "мы хотим знать всю правду о балканской трагедии". Между тем любой исход нынешнего гаагского процесса не поставит точку ни в первом, ни во втором, ни в третьем случаях.

При этом особого интереса к другим "правдам" цивилизованное сообщество не испытывает и, видимо, не будет испытывать. Чудовищный руандийский геноцид 1994 года оставлен в тени. Как быть с миллионом жертв, от имени которых, по идее, должна говорить дель Понте, усадив перед собой прошлую и нынешнюю руандийскую верхушку, высоких представителей всех тех государств, которые так или иначе были втянуты в руандийские дела, а главное тех, кто в Совете Безопасности ООН блокировал важные решения, включая посылку миротворческого контингента? Международный трибунал по Руанде все еще существует, хотя и не столь привлекателен для общественности, как МТБЮ. Впрочем, о какой привлекательности руандийских событий может идти речь, когда главный обвинитель обоих трибуналов Карла дель Понте давно расставила свои приоритеты.

Балканскую страницу международное правосудие худо-бедно закроет. Что делать с десятками других конфликтов, имевших место в разных частях света после Второй мировой войны? Международному правосудию пришлось бы превратиться в конвейер, отыскивая истину в межэтнических и прочих бойнях, неизменными действующими лицами которых выступали сильные мира сего, борясь за свои интересы.

Сегодня позиция Милошевича выигрышна политически. Юрист по образованию, он изначально избрал политику в качестве средства в борьбе с теми, кто его привел в Гаагу. Он не будет защищаться, он будет обвинять. И предметом его обвинений будет не дель Понте, а ключевые державы во главе с США, по прихоти которых нарисована нынешняя карта Балкан. Милошевич будет настаивать, в частности, что истинным преступлением являлись бомбардировки НАТО в 1999 году, в результате которых от Сербии была отколота ее пятая часть - Косово. Бывший сербский руководитель будет повторять, что устроенное над ним судилище призвано оправдать натовскую агрессию на СРЮ. А ведь известно, что трибунал не включил бомбардировки НАТО в контекст косовской войны.

В этом смысле слабо выглядит международное правосудие. Обвинение в лице дель Понте не раз клялось, что не позволит политизировать процесс над бывшим диктатором, однако само начало с политики. Политика - это краткий экскурс в балканскую историю последнего десятилетия, это ознакомление общественности с политической карьерой Милошевича, это использование избитых выражений типа "Великая Сербия" и "Второй Тито", это слова о трагедии сербского народа (примеры которой тем не менее не внесены в обвинительные документы). Политика немыслима без двойных стандартов. И эти стандарты прокуроры тут же применили к балканскому территориальному переделу. Обвинение, вменяя в вину Милошевичу попытку отнять у Хорватии территории, населявшиеся сербами, оправдало при этом претензии албанских сепаратистов в Косово, публично констатировав, что "Милошевич потерял Косово".

Имея на руках тысячи документов, видеоматериалов и прочих свидетельств "средневекового варварства", в котором-де повинен бывший диктатор, международное правосудие почему-то сразу отдало предпочтение политическим средствам. А раз так, то к чему еще несколько лет слушать утверждения о том, что идет, мол, поиск истины. Следует признать, что суд над Милошевичем подчинен большой политике и что здесь победит сильнейший.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1322
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
836
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
597
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
831

Другие новости