Сегодня в Международном трибунале по бывшей Югославии (МТБЮ) начинается процесс над экс-президентом Сербии и СРЮ Слободаном Милошевичем. Перед Международным судом впервые будет отвечать политик за "военные преступления", совершенные им в период нахождения на высшей государственной должности. Многие убеждены, что процесс тут же отложат. Основная версия - неподготовленность Гаагского суда.
Напомним, что Милошевичу инкриминируют преступления в период боснийской (1992-1995), хорватской (1991-1995) и косовской (1998-1999) войн. Конкретно ему вменяют в вину убийство тысяч людей несербской национальности, депортацию и насильственное перемещение сотен тысяч людей, преследование их различными способами и т.д., а также сокрытие следов собственных преступлений. Самое тяжкое из обвинений - геноцид. Прежде всего Милошевичу предстоит отвечать за наименее кровопролитную - косовскую - кампанию.
По имеющимся данным, ключевым свидетелем против Милошевича по косовскому обвинению может стать генерал сербской полиции Властимир Джорджевич. Он в свое время заведовал операцией по "обеззараживанию" территории, то есть устранению трупов косовских албанцев. Источники в МВД сообщают, что за дачу показаний против Милошевича ему обещают отпущение грехов и что договоренность об этом была достигнута с властями в Белграде.
Процесс над Милошевичем, уже названный "новым Нюрнбергом", вызвал оживление общебалканской "возни". Уж слишком много людей участвовало в том, что происходило в минувшее десятилетие на территории бывшей СФРЮ. Впрочем, суетиться стоит далеко не всем, а лишь избранным. И ничего, что уже нет в живых одного из трех главных участников этих событий - хорватского президента Франьо Туджмана, а второй ключевой игрок - бывший боснийский лидер Алия Изетбегович - пребывает в тени. Гаагский трибунал напишет собственную историю балканской трагедии при помощи тех людей, которые ему понадобятся.
Непосредственно перед процессом Слободан Милошевич заочно явил себя в Белграде. В минувшую субботу на митинге, организованном все еще формально возглавляемой им Социалистической партией Сербии, для "разогрева" тысяч участников несколько раз запускалось выступление экс-президента перед кассационной коллегией Гаагского трибунала. Впервые, помимо стандартных политических лозунгов типа "Свободу Слободану", на митинге был поставлен серьезный вопрос: Милошевич является гражданином СРЮ, а раз так, то ему принадлежит право на правовую помощь со стороны югославского государства, где бы он ни находился. Участники митинга передали петицию с этим требованием представителям федерального парламента.
Юридические и политические аспекты того, что начинается в Гааге, тревожат не только сторонников свергнутого диктатора. Очевидна неразбериха в рядах правящей коалиции ДОС. Так, один из ведущих ее лидеров Драголюб Мичунович заявил о необходимости создания экспертной правовой группы, которая, независимо от согласия Милошевича, разъяснила бы судьям в Гааге, что непозволительно распространять на весь сербский народ предполагаемую личную ответственность Милошевича за события в Хорватии, Боснии и Косово. Отклики не заставили себя ждать. Премьер Сербии Зоран Джинджич заявил, что никакой помощи Милошевичу оказано не будет, а другой лидер ДОС Жарко Корач призвал всех югославских граждан, включенных в разыскные списки Трибунала, добровольно отправиться в Гаагу. Не прошло и дня, как тот же Мичунович дал понять, что до конца февраля международному правосудию будут выданы ближайшие подручные Милошевича - Никола Шаинович, Влайко Стоилькович, Драголюб Ойданич, а также три офицера югославской армии, обвиняемые в совершении военных преступлений в Хорватии.
Белград - Москва