-Господин мэр, в каком положении находился город после освобождения от талибов?
- В ужасном. Разрушения составляют примерно 80 процентов. Больше всего пострадали юго-западная часть Кабула, старый микрорайон, построенный советскими специалистами, а также жилые кварталы, прилегающие к столичному аэропорту. Такие районы, как Майванд, Чаркала и Дарламан, разрушены полностью. Разрушены и городской водопровод, и система канализации, и автобусный парк. Не работают телефонная связь, коммунальные службы. В руинах практически все школы и муниципальные предприятия. Остро стоит проблема беженцев. Во времена правления талибов многие кабульцы покинули город. Если раньше, до прихода талибов, в городе проживали 1,5 миллиона человек, то сейчас с учетом уже вернувшихся в пределах 700 тысяч.
- Сколько афганцев проживает сейчас за пределами страны?
- По данным ООН, более 5 миллионов человек. Из них 4 миллиона находятся в Иране и Пакистане. В России примерно 300 тысяч человек. На первом этапе с помощью мирового сообщества планируется вернуть на родину из Пакистана и Ирана примерно 1 миллион человек.
- И все же видно, что жизнь в Кабуле день ото дня оживает...
- Да, действительно, с каждым днем улицы становятся все более оживленными. Если месяц назад на дорогах лишь изредка появлялись автомашины, то сейчас в центре города пробки стали уже обыкновенным явлением. Открылись дуканы и лавки, рынки. Но это только начало начал. Для проведения первоочередных восстановительных работ нужна соответствующая техническая база. Ее-то как раз и нет.
- Что понимается под технической базой?
- Строительные краны, бульдозеры, тракторы, техника для уборки улиц. Вы обратили внимание, в каком состоянии дороги на городских улицах? Их надо срочно ремонтировать. Но для этого вначале надо восстановить завод по производству гравия и асфальтный завод. А сколько в городе мусора! Нужны коммунальные службы.
- Есть ли у городской мэрии программа восстановительных работ?
- Да, мы начали разрабатывать две программы: по первоочередным мероприятиям и на перспективу. В числе первоочередных работ - разминирование, очистка города от мусора, организация торговли, налаживание системы обеспечения населения питьевой водой, восстановление системы уличного движения, освещение улиц и площадей. В некоторых районах города уже началась очистка улиц. Заработали, правда пока только в центре, светофоры. На перекрестках появились регулировщики.
Сейчас на рассмотрении находится уже и программа перспективных работ. Это ремонт зоопарка, восстановление кинотеатров, зон отдыха горожан, муниципальных предприятий. Ранее практически все поставки необходимой техники и механизмов осуществлялись из СССР. К примеру, оборудование асфальтового и щебеночного заводов полностью советское. Я уже провел необходимые переговоры с российским посольством.
- Многие жители Кабула рассказывают, что тех, кто учился в СССР, знает русский язык, не носил бороду или чалму, талибы бросали в тюрьму, а некоторых даже казнили. Это действительно так?
- При талибах меня здесь не было, я руководил одним из фронтов антиталибской коалиции в провинции Гур. Но я верю в это. Талибы - это дьяволы. Они так расправлялись не только с теми, кто учился в Советском Союзе, а вообще со всеми образованными людьми.
- Говорят, что во времена талибов в Кабуле было много арабов, пакистанцев, пенджабцев, встречались уйгуры, чеченцы, боевики Исламского движения Узбекистана. Сейчас нет никого. Куда, по вашему мнению, они делись?
- Сбежали, скрылись. Их укрыл Всевышний. Если бы было не так, то мы показали их вам. Я полагаю, что они ушли из Афганистана. Может, скрываются где-нибудь в приграничных районах Пакистана.
- Как вы оцениваете деятельность миротворческих сил в Кабуле?
- Самое главное сейчас - создать временному афганскому правительству условия для сохранения мира в обществе, восстановления самого необходимого и возвращения на места проживания беженцев. Присутствие сил по поддержанию безопасности в Кабуле рассматривается нами как признак всемирного участия в обеспечении мира в нашей стране. Международное сообщество, так же как и мы, заинтересовано в том, чтобы здесь вновь не возродились террористы.
- Каково ваше мнение о работе российского гуманитарного центра?
- Мы по достоинству оценили ту помощь, которую нам оказали в эти дни специалисты госпиталя МЧС России. Достаточно сказать, что медицинская помощь оказана более 6 тысячам человек. Причем не только кабульцам. Некоторые люди на прием к врачам приезжали из других провинций. Для нашей страны чрезвычайно важное значение имеет начало работы туннеля на Саланге. Народ высоко оценил это.
У нас с бывшим СССР, а теперь с Россией всегда были хорошие отношения. Я надеюсь, что эти дружеские отношения будут и далее развиваться. То, что касается событий времен Бабрака и Наджибуллы, это политика. К добрососедским отношениям это не имеет никакого отношения.
Кабул