К отмечаемому в эти дни трехлетию прихода к власти нынешнего венесуэльского лидера судьба преподнесла ему несколько неприятных сюрпризов. Военные обнародовали так называемый манифест офицеров, в котором обвинили "отца нации" в нетерпимости, "революционном экспериментаторстве", неспособности "избавить народ от бедности и нищеты", и одновременно заявили о своем отказе "играть роль преторианской гвардии".
Интересно, что сам президент выдвинулся на политическую арену в качестве руководителя военных заговорщиков. 4 февраля 1992 г. подполковник Чавес попытался свергнуть законного главу государства Карлоса Андреаса Переса. Однако венесуэльская история богата на парадоксы. Спустя 7 лет амнистированный заговорщик, проявив качества энергичного и амбициозного политика, сумел завоевать власть уже демократическим путем.
В короткие сроки в Венесуэле была проведена радикальная трансформация государственного строя. Конституция 1999 г. по набору декларированных прав стала самой продвинутой в Южной Америке. При этом срок президентских полномочий был увеличен с 5 до 6 лет, вместо двухпалатного парламента учреждена однопалатная Национальная ассамблея, страна обрела новое название - Боливарианская Республика Венесуэла.
Этап политических преобразований, завершившийся в июле 2001 г. всеобщими выборами, прошел сравнительно безболезненно. Прежняя элита оказалась оттесненной на задний план. Однако реальные трудности обозначились, когда в повестку дня встали социально-экономические вопросы, требовавшие безотлагательного решения, поскольку свыше 80% населения находились за чертой бедности. Его положение практически не изменилось к лучшему, несмотря на некоторый рост макроэкономических показателей и сравнительно благоприятную конъюнктуру на рынках углеводородного сырья, обеспечившую приток нефтедолларов.
Однако президент, сосредоточивший в своих руках огромный объем полномочий, подмявший под себя все другие ветви власти, медлил, не предпринимал в этом направлении практически никаких конкретных шагов. Лишь год спустя он приступил к разработке соответствующих законопроектов, не требующих утверждения парламентом. В итоге в начале декабря на свет появился пакет из 49 законов, претворение в жизнь которых может привести к радикальной смене социально-экономических отношений. В их числе, в частности, законы о земле и землепользовании, недвижимости, нефти, рыболовстве и, что особо важно, о пенсиях.
Обнародование документов вызвало эффект разорвавшейся бомбы. Ведь были затронуты интересы миллионов людей, как крупных и мелких собственников, так и обездоленных. Одни узрели в них наступление на свои права, другие - надежды на лучшую жизнь. Тем более что новые законы были приняты без предметного обсуждения в Национальной ассамблее и за ее стенами, без участия квалифицированных специалистов, без гражданской и правовой экспертизы. Общество поставили перед фактом, и оно почувствовало себя уязвленным.
Антиправительственные выступления начались с массовых забастовок. А уже в нынешнем году, приурочив свое выступление к 23 января, когда исполнилось 44 года с момента падения военной диктатуры Маркоса Переса Хименеса, объединенная оппозиция собрала сто тысяч граждан, продемонстрировавших решимость дать отпор антидемократическим поползновениям. В этих условиях глава государства продолжает лихорадочные перестановки в своей администрации. Сначала он сместил со своего поста исполнительного вице-президента, затем поменял министра внутренних дел. Всего же за период своего правления Чавес произвел в высших эшелонах власти свыше 40 перестановок.
Между тем первый звонок в адрес Чавеса раздался еще в ходе всеобщих выборов в июле 2000 г. Тогда с осуждением авторитарных методов главы государства выступил соорганизатор путча 1992 г. Франсиско Ариас Карденас. Он составил конкуренцию бывшему другу и получил поддержку 40% электората. Однако этот урок в прок не пошел. Команду президента стали покидать не только единомышленники из числа гражданских лиц, но и целые партии и объединения, некогда составлявшие монолитный "блок Уго Чавеса".
Все это делает весьма туманными перспективы режима и его лидера, некогда пользовавшегося огромной популярностью, а сегодня стремительно теряющего кредит доверия своего народа.