Зона евро взволнована на первый взгляд неожиданной отставкой президента Европейского центрального банка Вима Дуйзенберга. Правда, он оставит свой пост не сразу, а 9 июля следующего года, в свой 68-й день рождения. Добровольное прощание по возрасту - официальный мотив, обнародованный им в четверг в Маастрихте. Но уместно вспомнить, что некое соглашение о том, что голландец пробудет на этом посту не весь восьмилетний срок и будет заменен на француза, известно еще с 1998 года. При этом условии президент Жак Ширак согласился на саммите ЕС в Брюсселе с размещением самого ЕЦБ у немцев во Франкфурте-на-Майне.
Как только стало известно о решении Дуйзенберга, Париж немедленно напомнил об "обмене" с тогдашним канцлером Гельмутом Колем. Во французской столице подтвердили, что считают самым подходящим кандидатом на освобождающееся место главу французского эмиссионного банка Жан-Клода Трише. Но евросоюзный сыр-бор за "наследство Дуйзенберга" только начинает разгораться.
Бельгийское правительство уже высказалось за быстрое определение наследника. Оно же предложило некое "пакетное решение", предусматривающее замену не только на посту президента ЕЦБ, но и его заместителя, занимаемого французом Кристианом Нуае. Кроме того, Брюссель хотел бы обрести место в дирекции банка. Рим, в свою очередь, потребовал вчера не допустить келейности в вопросе о наследнике Дуйзенберга, а урегулировать его совместным решением правительств ЕС. Берлин намекает, что готов отдать предпочтение французскому претенденту в соответствии с обещанием четырехлетней давности.
Понятно, что вопрос о том, кто станет следующим президентом ЕЦБ, имеет большое политическое значение не только для непосредственных участников Евросоюза и его 12 стран еврорегиона. Споры вокруг него могут не лучшим образом сказаться на перспективах стабильности евро. Но эти споры, по-видимому, неизбежны.