Президент Пакистана генерал Первез Мушарраф заявил, что, несмотря на "индийскую опасность", возглавляемое им государство "продолжает идти к демократии и ничто не помешать нам в этом". Он подчеркнул, что пакистанское правительство не намерено отказываться от четырехэтапного плана развития демократического процесса, в соответствии с которым в октябре нынешнего года в Пакистане должны состояться парламентские выборы на многопартийной основе.
Армия всегда играла огромную политическую роль в жизни Пакистана, даже тогда, когда находилась "в казарме". Кроме того, военные несколько раз брали власть в свои руки и непосредственно руководили государством. Нынешнее пребывание военных у кормила власти - четвертое по счету за период существования Пакистана с 1947 г.
В 1998 г. Мушарраф был назначен предыдущим правительством во главе с премьером Навазом Шарифом на пост начальника штаба армии. Некоторое время между двумя деятелями не было существенных разногласий. Поначалу они придерживались единой позиции и во время индийско-пакистанского приграничного конфликта 1999 г. Индией, в Кашмире в районе Каргила. Однако решительные военные действия с индийской стороны и сильное давление со стороны США вынудили Наваза Шарифа принять выдвинутые Дели условия прекращения боевых действий в районе Каргила (Кашмир) и вывести боевиков, а также поддерживавших их пакистанских военнослужащих за "линию фактического контроля" (неофициальную границу) между Индией и Пакистаном. Тогда-то и разошлись пути военного и политического руководства страны. В октябре 1999 г. Наваз Шариф объявил о смещении генерала с его поста. Но это обернулась против самого премьера: Мушарраф совершил бескровный военный переворот и стал руководителем Пакистана.
Он прекрасно понимал, что время для установления диктатуры, мягко говоря, не самое благоприятное. Давно прошли те годы, когда военное правление было в подавляющем числе стран Латинской Америки, Африки и Азии, а большинство руководителей государств Запада придерживалось тезиса о том, что демократические институты не соответствуют условиям освободившихся стран так же, как, по образному выражению канадского востоковеда Кейса Колларда, "меховая одежда Канады не подходит для тропического климата Индостана".
Мушарраф прежде всего установил форму правления, решительно отличавшуюся от прежних военных режимов. Он не ввел, как это делалось всегда, военного положения (martial Law), а ограничился чрезвычайным положением (emergency). Конституция страны не была отменена, а лишь временно приостановлена. На какой-то период замерла работа парламента и законодательных собраний провинций. При этом не была запрещена деятельность политических партий. Почти весь рассматриваемый период функционировал законно избранный в 1997 г. президент Мохаммад Рафик Тарар. Cам же генерал Мушарраф ограничивался должностью "главы исполнительной власти" до июня прошлого года, когда под давлением военных Тарар все же сложил свои номинальные полномочия.
Первый этап демократизации предусматривал создание местных органов власти на уровне деревень, волостей, уездов и округов, которые подчиняются властям провинций. Местные советы были созданы в период с декабря 2000 г. до начала августа 2001 г., в результате всеобщих выборов, в которых участвовали все жители, достигшие 18 лет. Второй этап демократизации страны (он занимает период с 1 октября 2001 г. до 30 июня 2002 г.) предусматривает подготовку к проведению парламентских и провинциальных выборов. Далее (в отрезок времени с 1 июля по 12 октября) будет проведена оргработа перед парламентскими выборами (заполнение списков кандидатов, их проверка, уточнение символов партий, печатание бюллетеней и т.д.).
И, наконец, четвертый этап (октябрь-ноябрь 2002 г.) предусматривает формальную передачу власти. Сюда входят произнесение присяги новых депутатов, выборы руководящих органов палат, формирование центрального и провинциальных правительств. Завершится этот процесс обращением президента к стране и парламенту на совместном заседании его палат.
Естественно, обращает на себя внимание отсутствие в избирательном механизме самой главной фигуры - президента. Некоторое время оставалось неясным, будет ли Мушарраф участвовать в выборах, на какой срок и с какого времени он становится главой государства и т.д. Но вот стали появляться конституционные поправки, предусмотренные на второй фазе "перехода Пакистана к демократии", и стало ясно, что генерал Мушарраф становится главой государства на следующий пятилетний срок.
Основные политические пакистанские лидеры собираются принять участие в грядущих выборах, хотя еще не вполне готовы к этому - в частности, у них пока нет четких избирательных манифестов, не сложились предвыборные блоки и коалиции. Успеха, вероятно, добьются старейшие политические силы страны, прежде всего Мусульманская лига и Народная партия. Сам Мушарраф, по всей видимости, не будет связан с какой-либо партией, а встанет над схваткой, выступая в качестве верховного арбитра и гаранта всей политической системы.