Премьер Дзюнъитиро Коидзуми выступил вчера с программной речью в парламенте. Практически все внутриполитические цели так или иначе связаны с представленным на утверждение парламента проектом бюджета. При его составлении во главу угла ставилось ускорение структурных реформ. Проект предусматривает, с одной стороны, сокращение на 10% расходов на общественные работы, с другой - ограничение выпуска государственных займов потолком в 30 триллионов иен при общих бюджетных расходах в 81,23 триллиона иен. С таким курсом согласны не все. Многие видные экономисты и политики считают, что следовало бы больше внимания уделять мерам по стимулированию экономики, а не ограничению государственных займов, больше внимания уделять финансированию мер по созданию новых рабочих мест, поскольку безработица в стране достигла рекордного уровня в 5,5% и растет число банкротств.
Коидзуми подчеркнул, что вывести страну из продолжающейся экономической депрессии невозможно без оздоровления в финансовой системе, без ликвидации т.н. "плохих кредитов". Они возникли в прошлом в результате того, что многие банки выдавали кредиты под недостаточное обеспечение. Долги невозможно вернуть, и это затрудняет новое кредитование, что в конечном счете сдерживает подъем в экономике.
В дебатах по бюджету наверняка возникнут споры по поводу планов правительства использовать средства общественных фондов для помощи банкам в преодолении испытываемых ими трудностей. Еще более острую полемику уже вызвало намерение правительства, упомянутое и в речи Коидзуми, отменить государственные гарантии банковских депозитов на случай банкротств банков. С 1 апреля государственная Корпорация страхования депозитов будет гарантировать всего 10 млн. иен на один вклад. Есть опасения, что эта мера вызовет финансовый кризис, поскольку может спровоцировать массовое снятие вкладов со счетов в проблемных банках.
Обозреватели отмечают, что существует расхождение во взглядах по этому поводу даже в правительстве. Некоторые члены кабинета считают, что нет необходимости оказывать помощь проблемным банкам из общественных фондов, что не должно быть больных финансовых институтов. Нет единодушия по поводу финансовых мер и в руководстве правящего блока партий, в который кроме Либерально-демократической партии входят Новая партия Комэйто и Новая консервативная партия. Лидеры двух последних, как пишет японская пресса, оказывают давление на Коидзуми с требованием отказаться от обещания установить потолок на общественные расходы в 30 трлн. иен. Подобный курс означает отказ от структурных реформ и возврат к политике больших бюджетных расходов для стимулирования экономики, как это делали предшественники Коидзуми. Но такой курс не обеспечил экономического подъема.
Между тем политологи начинают обсуждать возможность роспуска парламента. Правда, такой поворот пока мало кому выгоден. Даже если экономическая обстановка будет ухудшаться, Коидзуми да его противникам в ЛДП и правящем блоке партий нет резона идти на роспуск парламента, поскольку не будет надежды на их укрепление после выборов. В свою очередь, оппозиция во главе с Демократической партией Японии хотя и заявляет о намерении начать наступление на правящую коалицию в связи с ошибками в экономической политике, но не сможет заставить Коидзуми пойти на роспуск парламента, поскольку слаба и есть существенные признаки разногласий в руководстве демократов.
Можно полагать, что в марте бюджет будет принят. Очень редко Япония вступает в новый финансовый год без утвержденного бюджета. Вопрос только в том - какой ценой, какими уступками в борьбе между исполнительной и законодательной властью, между правящим блоком и оппозицией. После принятия бюджета дискуссия в парламенте, как ожидается, сконцентрируется на таких важных законопроектах, как действия в чрезвычайных обстоятельствах и расширение возможностей использования вооруженных сил. Во всяком случае, Коидзуми упомянул об этом в своем выступлении.