У кораблестроителей Санкт-Петербурга сегодня вновь на устах исторический анекдот петровских времен. Ловкий царедворец Александр Меншиков, будучи направленным за границу для строительства и закупки фрегатов, но истратив на свои утехи "основные средства", пишет челобитную государю, юля и доказывая, что необходимы дополнительные суммы. Стихотворное послание - "отчет о проделанной работе" - заканчивалось убедительным для императора, по его мнению, выводом-строфой: "А на сто рублев на построишь кораблев".
Афоризм трехвековой давности всплыл в связи с начинающимся визитом вице-премьера Ильи Клебанова в Индию. Он направился туда в качестве председателя межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству. Аналогичную комиссию он же возглавляет и в российских связях с Китаем. Эти два государства, как известно, - два столпа российского оборонного экспорта, на которые приходится четыре пятых торгового оборота из ежегодных 4,5-миллиардных доходов "Рособоронэкспорта".
Одна из основных военно-экспортных статей - строительство боевых кораблей как для одной, так и другой страны-партнера. Вот тут-то с некоторых пор и возникает ситуация, схожая с той, в которой очутился петровский фаворит. И на переговорах в Дели наверняка будет предъявлен спрос за заказанные военные корабли, которые должны уже передаваться заказчику, но "Балтийский завод" не в состоянии пока это сделать. Выявились довольно крупные недоделки: в период испытаний не удается развить заданную скорость хода, не работает связь, фиксируется сильная корпусная вибрация, возникают проблемы с рулевым устройством, даже произошел пожар в шпилевом отделении из-за электрического замыкания в одной из систем жизнеобеспечения.
Часть проблем, разумеется, связана с тем, что заказ головной: в чем-то ошиблись проектанты, в чем-то дал маху завод. Но в любом случае устранение замечаний ведет к немалым дополнительным затратам. Вопрос в том, откуда их взять?
Резонен ответ: из средств, выделенных заказчиком в счет выполнения контракта. Но и здесь не все ладно. Не так давно Главное контрольное управление президента провело проверку "Балтийского завода", в ходе которой выяснилось, что генеральный директор верфи Олег Шуляковский истратил из индийского контракта 40 млн. долл. "не на строительство кораблей". В результате "нецелевого" отвлечения средств у завода возникли проблемы с закупкой технического оборудования по выполнению контракта с Дели. К концу выполнения заказа финансовые прорехи, естественно, дают о себе знать.
Спасая свое резко пошатнувшееся реноме правительственного чиновника и действуя практически в полном одиночестве, вице-премьер Илья Клебанов решается на осуждаемый в мировой практике шаг, но широко практикуемый в новейшей политэкономической истории России. Он связан со строительством авантюристических финансовых пирамид. Вице-премьер, очевидно, решил изъять недостающие средства из другого заказа - китайского, к выполнению которого уже целый год готовится другое кораблестроительное предприятие Санкт-Петербурга - "Северная верфь". Иначе зачем понадобился экстренный и незаконный тендер с нажимом на всех его участников с тем, чтобы заказ на строительство китайских кораблей был передан с "Северной верфи" на "Балтийский завод"? Компетентные-то участники этой тендерной комиссии прекрасно понимали: "Балтийский завод" хотя и является крупным судостроительным предприятием, но не сможет построить два корабля для китайских партнеров в срок и качественно.
Даже представители китайского военно-морского флота, обладающие традиционной выдержкой, и те не выдержали, направив недвусмысленную ноту протеста в российский МИД. Им в голову не могла прийти мысль, что Москва способна так фривольно обращаться с согласованным заказом почти на полтора миллиарда долларов (!) Они-то понимают, что это означает на практике. "Балтийскому заводу" потребуется не менее полугода с тем, чтобы подготовить надлежащую оснастку, приобрести соответствующее оборудование, подготовить производство. За всем этим стоит не только упущенное время, но и пропорционально ему понапрасну истраченные деньги. Есть отчего выйти из себя китайскому заказчику.
Подмешивается и другая причина для беспокойства - геостратегическая: отношения между Дели и Пекином далеко не безоблачны. Достройка индийских боевых кораблей на китайские доллары - это не просто нонсенс, а акт вероломства по отношению к партнерам, которые не давали никаких оснований для этого. Возможно, эти "нюансы" просто не приходили в голову российским комбинаторам по выращиванию индо-китайской финансовой пирамиды. Но, Боже правый, в том-то и состоит государственный ум, чтобы не доводить до критического состояния торговые отношения по стратегическим вопросам.