- Господин министр, каких результатов вы ожидаете от визита в Россию?
- Знаменательно, что мой визит оказался первым официальным визитом болгарского министра иностранных дел с начала периода перемен в наших странах. Мы оцениваем этот факт как доказательство серьезного интереса, который проявляют Москва и София к состоянию и, главное, к перспективам сотрудничества между Республикой Болгария и Российской Федерацией.
- Каковы приоритеты болгарской внешней политики?
-Наши приоритеты продиктованы прежде всего национальным интересом. В условиях ускоренной глобализации Болгария может успешно взаимодействовать с международной средой единственно путем активного участия в европейских интеграционных процессах, олицетворением которых являются НАТО и ЕС. Наиболее быстрый и эффективный способ поддержания стабильного экономического развития - членство в ЕС, где правила ясны и риск серьезных экономических сотрясений сведен к минимуму. С другой стороны, специфическое геополитическое расположение Болгарии в непосредственной близости к зонам с высокой степенью нестабильности определяет необходимость присоединения нашей страны к НАТО - союзу, доказавшему свою эффективность в управлении конфликтами и кризисами.
Географическое положение Болгарии определяет и активную политику в регионе Юго-Восточной Европы, что является вторым основным приоритетом нашей страны. Болгария испытала все негативные последствия длившихся более 10 лет конфликтов на Западных Балканах, в связи с чем проводимая ею политика в регионе направлена на генерирование безопасности и достижение прочной стабильности.
- Может ли Болгария реально рассчитывать на приглашение в НАТО на Пражском саммите альянса в этом году?
- Перед лицом новых вызовов наиболее адекватным способом ответа для НАТО является его дальнейшее расширение. Предполагаемый прием новых стран будет содействовать успеху в борьбе с новыми, нетрадиционными угрозами и рисковыми факторами безопасности. После событий 11 сентября прошлого года Болгария еще раз доказала, что в состоянии внести реальный вклад в общую безопасность своими собственными силами и используя свои возможности. Во всех своих действиях Болгария реагирует на вызовы как союзник НАТО де-факто.
- Недавно избранные руководители республики уже не раз заявляли о том, что считают развитие добрых и взаимовыгодных отношений с Россией одним из важнейших приоритетов в своей деятельности. Совместимо ли это с главными целями внешней политики Болгарии?
- Да, для нового правительства Болгарии развитие отношений с Россией имеет приоритетное значение. Эти отношения не исключают, а дополняют наши главные приоритеты - присоединение к евроатлантическим структурам. Выражением повышенного интереса является и мой визит в Москву. Болгария особенно заинтересована в расширении товарообмена с Россией. А в политическом плане между нашими двумя странами раскрываются широкие перспективы сотрудничества, как в мировом масштабе, так и в региональном - на Балканах и в Юго-Восточной Европе.
- Что можно сделать для улучшения наших двусторонних отношений?
- В экономической области налицо явный спад. Он вполне объясним, но продолжается неприемлемо длительное время. Наш товарообмен не просто снизился более чем в пять раз в сравнении с годами, предшествовавшими переменам, но и продолжает эту негативную тенденцию. Исключение составил 2000 год, характеризуемый определенным общим ростом, но за счет этого Болгария в том году продемонстрировала рекордно низкий уровень экспорта - всего 120 миллионов долларов - и рекордно отрицательное сальдо, составившее полтора миллиарда долларов. То есть рост формируется только российским импортом, причем не исключено, что часть этого роста обусловлена и разницей в ценах.
Кроме неудовлетворительного состояния сугубо торговых связей, мы имеем и несколько унаследованных проблем - по задолженностям, имущественные и другие. Они продолжают оставаться нерешенными уже длительное время и только мешают нам повернуться лицом к другим темам, имеющим реальный потенциал развития. В то же время смешанная межправительственная комиссия, призванная быть высшим координирующим органом в сфере торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, не заседала с 1999 года. Так что наша оценка состояния двусторонних отношений не может быть положительной. Но все-таки я с оптимизмом смотрю на будущее болгаро-российских отношений.