На этой неделе в ходе последних мероприятий ассоциации "Турция-ЕС" чиновники Евросоюза выражали обеспокоенность многочисленными арестами студентов, участвующих в акции за признание курдского языка. Всего в текущей кампании задействовано более 10 тыс. учащихся. В ведущие университеты страны и управления образования провинций постоянно посылаются петиции с просьбами включения курдского языка в программы. Как известно, осенью в турецкую Конституцию были внесены существенные изменения, в том числе отмена соответствующих "лингвистических" запретов.
В действительности же с тех пор мало что изменилось. Турецкие власти считают, что разрешение пользоваться курдским языком в частном порядке уже является большой уступкой. Требования же курдов о его изучении в школах и университетах представляют собой антиконституционные действия, так как, согласно 42-й статье Конституции, в качестве родного может изучаться лишь турецкий язык. Эта статья не является особым препятствием, поскольку многие курды готовы изучать в учебных заведениях свой родной язык даже в качестве иностранного. В этом случае у властей в запасе есть еще одна дубинка - согласно 14-й статье Конституции, никакие права и свободы не могут быть использованы для создания опасности турецкому государству.
В правительственной коалиции по этому поводу наблюдаются расхождения. Так, вице-премьер от Партии отечества Месут Йылмаз заявил, что необходим "умеренный подход" к участникам "языковой кампании", в то время как вице-премьер от крайне правой Партии националистического движения Девлет Бахчели заявил о необходимости принятия самых жестких мер к "нарушителям Конституции".
В эти дни проходили также слушания в Конституционном суде Турции по вопросу закрытия прокурдской Партии народной демократии. Заседания отложены до 1 марта. Руководство партии обвиняется в связях с запрещенной Рабочей партией Курдистана.
С 26 декабря в Стамбуле, Анкаре, Измире, Адане, Диярбакыре, Ване и других городах уже задержано более 5 тыс. человек. Министр внутренних дел Русту Казым Ючелен разослал губернаторам 81 провинции, а также управлениям национального образования и главному командованию жандармерии приказ предотвращать нарушения Конституции, которые могут перерасти в акции гражданского неповиновения.
В этой связи можно отметить такой факт. В Совете Европы стало уже традицией критиковать Россию за нарушения прав человека в Чечне, куда периодически направляются различные делегации. Однако в Страсбурге упорно не хотят видеть, что 20 млн. курдов Турции многие десятилетия борются за те права, какими располагают, например, всего несколько десятков тысяч российских чукчей или эвенков. Казалось бы, именно Турция, кстати, как ни парадоксально, весьма активно участвующая в правозащитной деятельности, представляет для европейских правозащитников идеальный полигон для критики деятельности. Но Совет Европы, очевидно, действует, исходя главным образом из политической целесообразности.