В эти дни истекает срок существования установленной более трех лет назад демилитаризованной зоны на юге республики площадью свыше 42 тыс. кв. км, которая была передана под контроль основного повстанческого движения - Революционные вооруженные силы Колумбии (РВСК).
Многотысячная армейская группировка с помощью тяжелой техники готова занять территорию демилитаризованной зоны в департаментах Мета и Какета. Первыми туда намерены ринуться правоэкстремистские бандформирования, именуемые парамилитарес. Из зоны уже начался исход беженцев. Столкновений резко усилилась.
Колумбия - последняя в Латинской Америке страна, где уже более 40 лет идет интенсивная вооруженная борьба. РВСК насчитывают сейчас около 20 тыс. партизан, еще примерно 8 тыс. числятся "под штыком" в левоэкстремистской Армии национального освобождения (АНО). Излюбленные методы их действий: убийства солдат и полицейских, подрыв инфраструктуры, захват заложников. Герилья активно участвует в наркопроизводстве. Социальная база повстанцев - обездоленные крестьяне-индейцы.
Надежда на примирение вновь появилась, когда 9 июня 1998 г. президент и лидер Консервативной партии Андрес Пастрана сел за стол переговоров с самым легендарным партизанским вожаком, возглавляющим РВСК на протяжении 40 лет - Педро Антонио Марином. После переговоров последовали конкретные действия властей - создание демилитаризованной зоны, обеспечение переговорного процесса с участием международных наблюдателей и Католической Церкви.
Эйфория длилась недолго, обе стороны давали друг другу повод усомниться в искренности своих намерений. Не удалось даже достигнуть соглашение о временном прекращении огня.
Пастрана, по инициативе которого начались переговоры, оказался заложником и повстанцев, и оппозиции, разыгрывающей предвыборную карту. В августе, вслед за выборами, в президентском дворце "Нариньо" может оказаться представитель ныне оппозиционной Либеральной партии.
Ось политической борьбы в Колумбии практически на протяжении всей ее истории - соперничество консерваторов и либералов. Когда их кровавая междоусобица сменилась разделом власти, в равной мере зависимой от финансово-земельной олигархии, вот тогда под знаком левой альтернативы и началась вооруженная борьба.
Оппозиция, стремясь лишить президента его главного козыря, выступает за прекращение переговоров с повстанцами - и прежде всего за ликвидацию демилитаризованной зоны. Видный деятель Либеральной партии и серьезный претендент на пост президента Альваро Урибе высказывается за иностранное военное вмешательство. Тем более что для госдепартамента США и РВСК, и АНО лишены официального статуса "вооруженной оппозиции", они всего лишь террористы и наркопреступники, как впрочем, и парамилитарес. Колумбийцы уже несколько лет опасаются "гуманитарной интервенции" с севера. После 11 сентября такая угроза стала более реальной.
В подобной обстановке президент обратился к лидерам РВСК с ультиматумом. Лишь за несколько часов до его истечения переговорный процесс удалось сохранить благодаря усилиям посредников - спецпредставителя генсека ООН американца Джеймса Лемойна, "Комиссии содействия" (послы Венесуэлы, Испании, Италии, Канады, Кубы, Мексики, Норвегии, Франции, Швейцарии и Швеции), Ватикана. С их позицией солидарна и Россия.
Удалось преодолеть самый острый с начала переговоров кризис. Обе стороны заявили о готовности выработать график встреч с целью подписания к началу апреля соглашений о перемирии и прекращении вооруженных действий. Надолго ли хватит благоразумия сторонам, каждая из которых, похоже, искренне признает безальтернативность мирного процесса? От ответа на этот вопрос зависит не только гражданский мир в Колумбии, но и региональная безопасность.