Высокий представитель Евросоюза по внешней политике и безопасности Хавьер Солана прибыл с визитом на Балканы. На сей раз Солана решил начать с Македонии. Конституционная реформа в угоду албанскому меньшинству, предусмотренная охридскими мирными договоренностями, продолжает буксовать. Европейцы, активно вовлеченные в урегулирование, настаивают на скорейших реформах, обуславливая их успехом экономическую помощь. Сегодня утром европейского гостя ждут в Косово. В южной югославской провинции после осенних парламентских выборов оказался заблокированным процесс формирования органов власти. И хотя Солана не поможет в избрании президента или премьера, тем для дискуссий в мятежном крае всегда предостаточно. Уже сегодня вечером Солана должен прибыть в Белград, где продолжатся переговоры о дальнейшей судьбе югославской федерации.
Президент СРЮ Воислав Коштуница созывает на встречу черногорского лидера Мило Джукановича, сербского премьера Зорана Джинджича и других высокопоставленных деятелей. Европа взялась патронировать сербо-черногорский диалог, который продолжает пребывать в тупике. Белград и Подгорица совершенно по-разному видят будущее остатка Югославии. Сербы надеются на реформировании федерации таким образом, чтобы у двух ее республик - Сербии и Черногории - сохранились минимальные совместные функции. Власти в Подгорице настроены на независимость, хотя и не исключают возможности последующего оформления некоего союза Черногории с Сербией. Ну а Сербии некий союз с независимой Черногорией представляется полным абсурдом. Джуканович заявляет, что готов провести референдум уже в апреле-мае.
Пятнадцать столиц ЕС официально выступают за сохранение югославской федерации, приветствуя идею ее реформирования. Измученные балканскими войнами и кризисами европейцы не желают сталкиваться с новыми рисками, которые возникнут при очередной перекройке границ. Лозунг "единая Югославия в единой Европе" вроде бы выражает чаяния последней. Впрочем, говоря о необходимости сохранения совместного государства, европейцы не стесняются направлять свою финансовую помощь по раздельности Сербии и Черногории (не говоря уже про Косово).
Пресс-секретарь Соланы Кристина Галяк заявила "НГ": "Задача ЕС - помочь сторонам выработать совместное решение. Мы можем подсказать методы работы, но не содержание финального решения. Свою дальнейшую судьбу Белград и Подгорица должны определить сами". Она опровергла наличие у Европы собственного плана по переустройству югославской федерации: "Такого документа не существует". Между тем по Балканам ходят слухи о неком готовом рецепте. Несмотря на то что Джуканович остается непреклонным в вопросе сохранения федерации, "европейские дипломаты и эксперты активно работают с его людьми, пытаясь переубедить черногорское руководство". Джуканович очень ошибается, если думает, что его республика быстрее примкнет к ЕС, получив независимость, говорят они. Переубеждать же черногорского лидера Европа готова только словами. "На данном этапе речь не идет о каких-либо санкциях", - заявляет пресс-секретарь Соланы. Приступят ли европейцы к обсуждению неких репрессивных мер в случае провала диалога - неясно. Наличие таких планов не подтверждается, но и не опровергается.
Как ни парадоксально это выглядит, но совсем еще недавние союзники - Джуканович и сербские демократы - ныне демонстративно не желают находить общий язык. Для выяснения последствий разделения, по сути, единого народа ко всему прочему понадобилось европейское посредничество! Эффект диалога Белграда и Подгорицы нулевой, если, правда, не считать эффектом то, что постоянное затягивание и осложнение дискуссий делает все более уязвимой федеральную власть и лично президента СРЮ Воислава Коштуницу.
Согласно последнему опросу, проведенному в Черногории, за независимость маленькой республики готовы отдать свои голоса 46,7% ее жителей. Против проголосовали бы 41,9%. Остальные не стали бы высказываться по столь существенному вопросу или еще не определились в своем выборе. Опрос проведен Центром за демократию и права человека совместно с агентством "Дамар". Это исследование, как и те, что проводились ранее, свидетельствует о сохраняющемся расколе общественного мнения. Противники Джукановича уверены, что если дело и дойдет до референдума, то Югославия в любом случае устоит. Достаточно ли им того, чтобы она устояла на бумаге?