Очень трудным был уходящий год на Святой земле. В результате израильско-палестинского противостояния, продолжающегося с сентября 2000 года, были убиты не менее 776 палестинцев и 233 израильтян.
Столкновения, естественно, не могли миновать и Святые места - Иерусалим, Назарет. Однако наиболее интенсивно они проходили вокруг Вифлеема - города, где, согласно преданию, родился Иисус Христос. Входившие в Вифлеем израильские танки разрушили несколько зданий на въезде в город. Серьезно пострадали и расположенные рядом с Вифлеемом арабские христианские поселки - Бейт-Джала и Бейт-Сахур. Активисты радикальных исламских организаций периодически вели оттуда обстрелы района Гило в Иерусалиме. Израильтяне отвечали выстрелами из танковых пушек, в результате чего пострадало и здание православной церкви.
К концу года накал противостояния несколько снизился. Произошло это, по многим оценкам, в том числе и благодаря телеобращению руководителя Палестинской национальной администрации Ясира Арафата к населению, в котором он призвал палестинцев к прекращению вооруженной борьбы с Израилем. Вслед за телеобращением последовали аресты отказывающихся подчиниться указаниям Арафата командиров радикальных организаций.
Однако в последние дни уходящего года ситуация снова оказалась на грани "взрыва". Обстановка накалилась опять же вокруг Вифлеема, а точнее, в связи с решением Израиля запретить участие Арафата в проходящих в этом городе мероприятиях по случаю Рождества Христова. На Рождественской мессе Арафат как представитель власти присутствовал ежегодно начиная с 1995 года, то есть с тех пор, когда Вифлеем официально перешел под контроль Палестинской национальной администрации. Сейчас же израильские власти запретили палестинскому лидеру приехать на праздник.
Запрет, наложенный израильтянами на выезд Арафата из Рамаллаха, где он находится последние недели, "вроде бы" не имел никакого отношения к Рождественской мессе в Вифлееме. Израиль в принципе заявил палестинскому лидеру, что он никуда не выедет из Рамаллаха до тех пор, пока не будут арестованы все террористы, причастные к убийству два месяца назад в Иерусалиме министра туризма. А они, дескать, спокойно проживают в Рамаллахе, то есть чуть ли не в соседних с резиденцией Арафата домах.
Однако Арафат все равно незримо присутствовал в Вифлееме. Его изображения красовались на стенах домов, а на Ясельной площади, возле Церкви Рождества Христова, портретов Арафата, по некоторым подсчетам, было даже больше, чем изображений Сына Божьего и Девы Марии. На кресле, на котором палестинский лидер восседал во время Рождественской мессы все последние годы, лежала его черно-белая куфия, считающаяся многими палестинцами "символом борьбы против израильской оккупации". У многих палестинцев возникло четкое впечатление, что израильтяне оскорбили Арафата. И "ответ" не заставил себя долго ждать: сразу последовали вооруженные нападения. Опасаясь терактов, израильтяне привели свои воинские части на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа в повышенную боевую готовность.
В связи со всем происходящим наблюдатели всерьез задаются вопросом: а стоило ли в принципе израильским властям устраивать такую шумиху вокруг поездки Арафата в Вифлеем? К тому же с пропагандистской точки зрения Арафат только выиграл, представ перед всем миром "миротворцем и жертвой израильских оккупантов". То есть получается, что израильтяне помимо своей воли организовали для палестинского лидера неплохую рекламу.
Вот такие события предшествовали Новому году на Святой земле. Тем не менее, встречая его, и израильтяне, и палестинцы все-таки верят в то, что Новый год станет годом примирения. К этому, в частности, призывал во время Рождественской мессы в Вифлееме католический Патриарх.
Вифлеем-Тель-Авив