На финише года в Стокгольме как бы опять вернулись к событиям давно минувших лет, будораживших в восьмидесятые годы всю страну. Тогда шведы даже летом ощущали мороз по коже от постоянных сообщений прессы, слухов, правительственных заявлений относительно неопознанных подводных лодок, днем и ночью шныряющих в шведских шхерах. В разгар холодной войны априори подразумевалось и утверждалось, что они могут быть только советскими. Это приводило в трепет не только благополучную нейтральную Швецию, но и всю западную половину мира. На обнаружение, поимку, а если потребуется и уничтожение чужих подводных "объектов" был брошен весь королевский военно-морской флот. Однако что это были за привидения, за которыми он гонялся, так и осталось загадкой.
Спустя два десятилетия прояснить ее взялся шведский дипломат Рольф Экеус. На днях в Стокгольме опубликовано его исследование, в котором сделана еще одна попытка ответить на сакраментальные вопросы этой таинственной истории. Действительно ли это был Советский Союз, который, готовясь к войне с НАТО, избрал шведские шхеры в качестве подводного полигона для тренировок экипажей своих малотоннажных подлодок и десантников? Или это были корабли НАТО, которые прощупывали обороноспособность Швеции, а заодно подбрасывали поленья в костры подозрительности и напряженности на Балтике?
Известен лишь один реальный случай с кораблем советского Балтфлота. В 1981 году советская У-137 была обнаружена близ города Карлскрона. Инцидент произвел много шума. По прошествии лет автор свежего исследования склонен видеть в нем скорее навигационную ошибку капитана лодки, чем свидетельство недобрых умыслов. Рольф Экеус так и не нашел подтверждений версии о целенаправленных действий советского ВМФ.
Игра шведских военно-морских сил в кошки-мышки с неопознанными подводными объектами длилась годами. Как признает теперь бывший начальник аналитического центра ВМФ Лейф Холмстрон, в 99% случаев объявлявшаяся тревога оказывалась ложной. Истерия доводила до абсурда. Бдительные граждане били тревогу, приняв лебединую шею за перископ. Но во взвинченной атмосфере и военным профессионалам порой мерещился на экране радара не безобидный косяк сельди, а субмарина, лавирующая в территориальных водах с явно враждебными целями.
Лишь в оставшемся одном проценте случаев речь в самом деле могла идти о подлодках-нарушителях, причем "как НАТО, так и не НАТО". В отличие от неудачливой У-137 ни одна из субмарин альянса не попалась с поличным. Однако нет сомнения, что они тоже появлялись в шведских водах. Исследователь проблем мира Ола Тунандер приводит случай 1982 года, когда бывший руководитель противолодочной операции Брор Стефенсон без согласования с правительством фактически помог бегству обнаруженной субмарины одной из стран НАТО, тайно оказавшейся в заливе Харсфьорд. Стефенсон отвергает подозрение, утверждая, что умысла не было - сказалась лишь недостаточная компетентность. Но не так уж случайно в стране по-прежнему имеют хождение предположения о преднамеренном сговоре военных кругов Швеции и НАТО, стремившихся с помощью тайных операций, во-первых, поддержать представления о советской угрозе, а во-вторых, воспрепятствовать экономии оборонного бюджета, предусмотренной тогдашним социал-демократическим правительством в Стокгольме.
К сожалению, и исследование Экеуса не дает исчерпывающего ответа на главный вопрос о том, чьи же, если не виртуальные, подводные лодки наводили ужас на Швецию и сколько было таких нарушителей ее спокойствия. Вероятно, для этого нужно раскрыть недоступные еще секретные архивы советских, натовских, да и самих шведских ВМФ того времени. А пока вся правда об этой истории, предупреждающей в числе других о безумии блокового противостояния, остается таинтвенно лежать на дне шведских шхер.