Имидж России в глазах остального мира во многом определяется понятием "русское гостеприимство". Определяется настолько серьезно, что это выражение стало устойчивым словосочетанием. Стоит заменить определение на "французское", "американское", "китайское" или, скажем, "нигерийское" - и фраза начинает звучать абсурдно. Естественно, славу о русском гостеприимстве могут разнести по миру только те, кто непосредственно побывал у нас в гостях. А за прием иностранных гостей в России в течение последних 80 лет отвечает Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел (ГлавУПДК). Сейчас эта весьма мощная организация оказалась в довольно двусмысленном положении: профессионалы приема гостей не в состоянии реализовать свои права хозяина в собственном доме. Ну, если не доме, то флигеле. Речь идет о Легпромбанке, в котором ГлавУПДК контролирует 17 процентов уставного капитала. Ситуация вдвойне удивительна, поскольку ГлавУПДК намного более мощный бизнес, чем практически любой отечественный коммерческий банк. Судя по всему, интрига кроется во взаимоотношениях высокопоставленных чиновников.
Москвичи и гости столицы
КБ "Легпромбанк" - далеко не самый большой сегмент собственности, принадлежащей ГлавУПДК. Однако это кредитное учреждение входит в тридцатку крупнейших в России по размеру собственных средств. К тому же для ГлавУПДК наличие собственного банка принципиально важно.
Управление по обслуживанию дипломатического корпуса представляет собой настоящую империю, вполне сравнимую с Управлением делами президента, широко разрекламированным в период, когда им руководил Павел Бородин. Клиентами ГлавУПДК являются посольства свыше 150 стран, порядка 250 корпунктов зарубежных средств массовой информации, свыше 1000 представительств иностранных фирм.
ГлавУПДК - это более миллиона квадратных метров жилья и офисных помещений, сдаваемых в аренду по весьма высоким ценам. Кроме того, в состав управления входят два загородных комплекса - "Завидово" и "Московский сельский клуб" (оба включают в себя пятизвездочные отели и коттеджи, оснащенные всем необходимым для сверхкомфортного проживания за городом). Медицинский центр ГлавУПДК знающие люди считают гораздо более серьезной клиникой, чем эталонное ЦКБ.
Помимо этого УПДК владеет собственным комплексом автосервиса, страховой компанией, консалтинговыми конторами, ориентированными на иностранцев, охранными предприятиями, предприятиями связи и информационных технологий и даже собственным рекрутинговым агентством, которое укомплектовало несколько сот инофирм и посольств высококвалифицированным обслуживающим персоналом. Таким образом, высокопоставленные гости столицы получают тот самый уровень обслуживания, который позволяет им впоследствии искренне восхищаться русским гостеприимством.
Большая часть вышеперечисленного создана ГлавУПДК на собственные средства. А то, что получено в наследство от советских времен, реконструировано за счет собственных и привлеченных инвестиций на сотни миллионов долларов. И реконструкции настолько серьезны, что практически можно говорить о создании новой собственности "с нуля".
Этой огромной, в первую очередь строительной, империи невозможно обойтись без собственного надежного банка. ГлавУПДК оказывает огромное количество разнородных услуг, но если бы даже оно занималось исключительно сдачей помещений в аренду, собственное кредитное учреждение было бы остро необходимо. Клиенты ГлавУПДК разнообразны, к ним требуется сугубо индивидуальный подход - в том числе это касается и обеспечения финансовых схем. Достаточно сказать, что только дифференцированные льготы дипкорпуса разных стран на уплату НДС уже требуют создания особой расчетной системы.
Виды деятельности ГлавУПДК настолько многообразны, что связать все финансовые нити в единый клубок можно только в том случае, если наличествует собственный банковский бизнес. Отсюда и приобретение дочерними компаниями ГлавУПДК "АДАЛИН ХХI" и "ЭКСКЛЮЗИВ ГРУП" 17 процентов надежного Легпромбанка.
Партнерство ради МИДа
ГлавУПДК, созданное еще в 1921 году декретом Ленина, вполне могло бы остаться обычной "совковой" конторой, паразитирующей на бюджете, могло выродиться в эдакий макси-ЖЭК для привилегированных клиентов. Однако инициативность руководства управления подняла ГлавУПДК на высочайший уровень конкурентоспособности. В 1988 году управление было переведено на хозрасчет и самоокупаемость и с тех пор безостановочно наращивало обороты и капиталы.
Информированные лица в МИДе полагают, что в динамичном развитии ГлавУПДК огромная заслуга тогдашнего первого заместителя начальника Ивана Сергеева. В 1997 году он стал заместителем министра иностранных дел (впрочем, и в этом качестве продолжал курировать обслуживание дипкорпуса), а в нынешнем - вышел на пенсию и вернулся в ГлавУПДК уже в должности первого руководителя.
Близкие к Сергееву люди утверждают, что он сознательно покинул высокий пост в МИДе, чтобы полностью сосредоточиться на делах ГлавУПДК, которое в нынешнем виде вполне можно считать его детищем.
Именно г-н Сергеев первым понял необходимость вхождения ГлавУПДК в банковский бизнес. По-видимому, им же был выбран для сотрудничества Легпромбанк. Дело в том, что масштабность инвестиционных и реинвестиционных программ ГлавУПДК не позволяла ему единолично получить контроль над значительным кредитно-финансовым учреждением - нужны были серьезные партнеры.
Таких партнеров опытный и влиятельный руководитель г-н Сергеев нашел среди предпринимателей, занимающихся крупным строительным бизнесом, не понаслышке знакомом самому Сергееву. Фирмы "Технология моторов", "Спецстройсервис-2000" и "Сити-энерго" хорошо известны специалистам: московское правительство доверило им возведение нескольких ключевых объектов амбициозного столичного проекта "Москва-Сити". Руководители этих фирм, господа Саво Куюнжич, Евгений Янковский и Андрей Хованов, продемонстрировали способность эффективно осваивать крупные капиталовложения, привлекать масштабные инвестиции и налаживать сотрудничество с мощнейшими отечественными и зарубежными корпорациями. В частности, среди их партнеров - РАО "Газпром", которое еще в бытность руководителем Рема Вяхирева начало финансирование "Москвы-Сити", и французский концерн "Альстом", который в ближайшее время начинает многомиллионные поставки оборудования для теплоэлектростанции комплекса "Сити".
Кроме того, г-ну Сергееву удалось наладить отношения с одним из крупнейших экспортеров нефти РАО "МЭС". "МЭС" - вдвойне интересный партнер для ГлавУПДК, поскольку до недавнего времени активно сотрудничало с управлением делами президента. Возглавляемое авторитетным промышленником Виталием Кирилловым РАО "МЭС" обеспечило продажу нефти, выручка от которой позволила провести уникальную реконструкцию комплекса московского Кремля. Задачи ГлавУПДК и управления делами президента достаточно схожи, а поэтому организацию взаимовыгодного партнерства с хорошо понимающим специфику эксплуатации исторических зданий г-ном Кирилловым можно считать одним из самых удачных тактических решений Ивана Сергеева.
Вышеуказанные господа Куюнжич, Хованов, Янковский и Кириллов являются совладельцами Легпромбанка, в котором контролируют суммарный пай в 66 процентов уставного капитала. Естественно, они посчитали сотрудничество с ГлавУПДК и престижным и перспективным. С их помощью управление г-на Сергеева без проблем получило контроль над 17 процентами уставного капитала Легпромбанка.
Этот этап развития бизнеса ГлавУПДК мог бы остаться рутинным тактическим решением, одним из многих. Но летом нынешнего года возникла беспрецедентная конфликтная ситуация.
Казус с дипкорпусом
Группа миноритарных пайщиков банка во главе с сомнительным бизнесменом Андреем Дробининым узурпировала власть в Легпромбанке. Под надуманным формальным предлогом владельцы более чем контрольного пая, представляемые Евгением Янковским, были исключены из состава учредителей межрайонным судом.
Естественно, начался активный апелляционный процесс, но пока он длится, председатель совета директоров Легпромбанка Евгений Янковский фактически не имеет возможности исполнять свои обязанности. Контроль над банком захвачен группой Дробинина, а ГлавУПДК, лишенное поддержки своих стратегических партнеров в банковском бизнесе, не может распоряжаться банком так, как предусматривали предварительные договоренности. Гарантии равноправного сотрудничества, предоставленные г-ну Сергееву, г-ном Янковским и партнерами не могут быть обеспечены, поскольку их права - права настоящих владельцев Легпромбанка - узурпированы группой Дробинина.
Представить себе, что кто-либо может запросто пренебречь интересами одного из крупнейших в России владельцев недвижимости, каковым является ГлавУПДК, просто невозможно. Тем более что статус ГлавУПДК "при Министерстве иностранных дел Российской Федерации" должен был бы изначально исключить любые посягательства. За управлением по обслуживанию дипломатического корпуса - вся мощь государства. И тем не менее средства, внесенные ГлавУПДК в качестве паевого взноса в уставной капитал Легпромбанка, пока что есть все основания считать потраченными впустую.
Очевидно, что никакой Дробинин не в состоянии противостоять российской власти в лице МИДа. Однако он выигрывает один суд за другим, и вступление в права законных владельцев затягивается снова и снова. Остается предположить, что никакого противостояния с властью у г-на Дробинина нет, и он, напротив, пользуется серьезной поддержкой кого-то из высокопоставленных чиновников. Применительно к данной ситуации таковым может оказаться только министр иностранных дел Игорь Иванов. Лишь ему под силу заставить буксовать хорошо отлаженную машину ГлавУПДК.
Трудно себе представить, какими интересами руководствуется при этом министр. Возможно, он дезориентирован неверной информацией. Или не считает сложившуюся ситуацию принципиально важной. В последнее верится с трудом. Ведь задеты интересы крупнейшего из курируемых МИДом предприятий, а у дипломатов принято отстаивать честь мундира своего ведомства всеми возможными способами. Раз этого не происходит, значит, в отношениях между Игорем Ивановым и его недавним заместителем Иваном Сергеевым не все гладко.
Страдают же, как водится, интересы дела. ГлавУПДК из-за глупого и унизительного для большинства участников казуса тормозится в развитии. Причем происходит это именно тогда, когда высшая власть России всерьез озаботилась международным имиджем нашей страны. А поддержание его на достойном уровне во многом зависит как раз от Управления по обслуживанию дипломатического корпуса.