Прошедшие в минувший понедельник парламентские слушания на тему вступления России во Всемирную торговую организацию оказались на редкость знаковым событием. В общественном сознании наступает процесс отрезвления от бравурных заявлений правительственных чиновников о чудесных выгодах скорейшего вступления в ВТО. Тем временем и сами профессиональные переговорщики по присоединению России к ВТО демонстрируют нескрываемый скептицизм. Собственно на слушаниях, где помимо депутатов присутствовали бизнесмены, ученые и общественные деятели, никто и не спорил на тему "вступать или вступать", напротив, собравшиеся задавались вопросами - на каких условиях и, главное, когда это должно произойти?
Александр Захаров, генеральный директор Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) построил свои рассуждения на известном письме английского профессора, доктора экономических наук Фреда Харрисона, который указывает 7 необходимых условий для присоединения России к ВТО. Заметим сразу, что ни одно из них в России в ближайшие годы не достижимо. Судите сами: доля производительного сектора в общем ВВП России не достигает уровня даже азиатских стран, а доля теневой экономики у нас превышает в несколько раз допустимые европейские пределы. Уровень производительности труда, а также отток квалифицированных кадров ставят под сомнение даже гипотетическую конкурентную способность российского производства в обозримом будущем на международном рынке. Кроме того, профессор указывает на чрезмерную зависимость страны от сырьевого экспорта, а также на отсутствие современной статистики как необходимого инструмента для выработки верных макроэкономических решений. И седьмое обязательное условие - наличие независимых исследований на предмет последствий для экономики России от вступления в ВТО. Разумеется, что можно и без этого вступать во Всемирную торговую организацию - дело-то хозяйское, однако с какой целью?! Что мы собираемся с такими показателями там делать? С точки зрения политической самоудовлетворенности, а также имиджа за рубежом вступление в ВТО - событие примечательное. С точки зрения бизнеса и макроэкономики страны скорейшее вступление во Всемирную торговую организацию в ближайшие годы не является приоритетом. Кроме того, глава ММВБ указал на слишком заниженную капитализацию российской экономики, которая в настоящий момент равна стоимости какой-нибудь отдельно взятой мировой корпорации, к примеру Nokia. Рыночная цена активов финского телефонопроизводителя сопоставима со 170 млрд. долл., в которые сегодня оценивается все российское производство. Данная диспропорция чревата тем, что отечественные активы при вступлении в ВТО могут быть скуплены по дешевке.
Данные, приведенные А.Захаровым, можно сопоставить с точкой зрения Константина Ремчукова. Председатель общественного совета по вопросам вступления России в ВТО, депутат нижней палаты Думы (фракция СПС) в очередной раз подчеркнул, что ускоренное вступление в ВТО противоречит доктрине национальной безопасности России. В подтверждение этому депутат поведал о своем разговоре с комиссаром Евросоюза по вопросам ВТО Паскалем Лами. В частности, К.Ремчуков обратил внимание своего собеседника на весьма неравные условия в ВТО в области сельского хозяйства, "┘в ответ на это господин Лами, выдержав паузу, отметил, что ВТО не клуб свободной торговли, а клуб, который на каждом конкретном этапе решает, что ему выгодно, а что нет". Кроме того, депутат указал также на то, что российское правительство не располагает какой-либо сформулированной стратегией развития экономики страны, а потому совершенно неясно, о чем договариваются чиновники Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) в Женеве с функционерами ВТО.
Вместе с тем К.Ремчуков подчеркнул, что не является противником присоединения России к ВТО. "В ВТО вступать надо", - считает депутат. Однако, по его словам, ВТО для России является "не чем-то самостоятельно ценным, а инструментом для повышения конкурентоспособности на внешнем рынке". Выступавший следом за депутатом заместитель министра экономического развития Максим Медведков первым делом сказал, что согласен с К.Ремчуковым в том, что вступление в ВТО не является самоцелью для России. Кроме того, Медведков согласился со своими оппонентами в том, что негативные последствия от вступления России в ВТО могут быть весьма ощутимы для экономики страны. Далее М.Медведков сообщил, что вряд ли в ближайшие годы России удастся получить статус страны с рыночной экономикой. Своего рода итогом всех парламентских дискуссий стало предложение вице-президента Российского союза товаропроизводителей Александра Уварова, который считает, что сама процедура вступления России во Всемирную торговую организацию должна рассматриваться методом общенационального референдума.
В завершении слушаний была принята резолюция, которая призывает правительство к взвешенности по такому стратегически важному для России вопросу, как членство в ВТО, и тем более срокам вступления. Кроме того, парламентарии обратились к Владимиру Путину, рекомендовав рассмотреть вопрос о создании совета при президенте Российской Федерации по вопросам ВТО, в который бы вошли представители общественности, бизнесмены, ученые и прочие заинтересованные стороны. Таким образом, наряду с МЭРТом в стране появился бы альтернативный центр по выработке позиции России в отношении ВТО с учетом всех точек зрения и объективных факторов. Ведь очевидно, что для МЭРТа, являющегося не только экономическим министерством, но и еще - по неведомой причине - политическим ведомством, вступление России в ВТО - вопрос чести мундира. В то время как для населения страны этот шаг носит сугубо прагматический характер, от которого в прямом смысле зависит благополучие, стабильные заработки, социальные гарантии и национальная безопасность страны.