Вслед за отставкой президента Аргентины и кратковременным исполнением его обязанностей спикером сената Рамоном Пуэртой (см. "НГ" от 22.12.01) парламент после полусуточных дебатов передал полномочия главы государства губернатору провинции Сан-Луис и тоже перонисту 54-летнему Адольфу Родригесу Саа и назначил выборы на 3 марта будущего года. Новый президент будет избран только на два года с учетом того, что его незадачливый предшественник пробыл на посту главы государства половину четырехлетнего срока.
При любом раскладе вчера оппозиционная, а ныне фактически правящая Хустисиалистская (перонистская) партия получает солидную фору в президентской гонке. Административный ресурс на местах, где правят перонисты, сомкнулся с федеральным. Другое дело, что в расколотой на фракции Хустисиалистской партии окажутся несколько претендентов на президентский пост, что не противоречит закону о выборах. Кроме временного главы государства еще три губернатора-перониста заявили о намерении баллотироваться в президенты.
Избиратели после коллективного шока все дурное спишут на счет ушедшего в небытие ненавистного Альянса, а в активе новой власти окажутся даже самые скромные перемены. Бурные аплодисменты, переходящие в овации, вызвали первые декреты и.о. президента - приостановление выплаты внешнего долга (более 10 млрд. долл. в будущем году), означающее объявление самого крупного в истории мировой финансовой системы дефолта и введение параллельно проклинаемому песо новой денежной единицы, а также план создания одного миллиона новых рабочих мест, сокращения расходов на содержание правительства, продажа принадлежащего ему автопарка и трех президентских самолетов.
Мнение большинства аргентинцев: ничего хуже вакханалии "черного декабря" уже быть не может. Нужна кисть великого Борхеса, чтобы заглянуть в бездну, породившую вихрь массового безумия.
Сейчас социологи, психологи, большие и малые мастера пера, коих в Аргентине не счесть, задаются одним вопросом: как могло случиться, что кичившаяся своей исключительностью самая благополучная страна Латинской Америки докатилась до пещерной дикости? Ведь "риоплатенсе" - вольнолюбивые сыны прилегающей к Ла-Плате пампы всегда свысока смотрели на туземную Индо-Америку, числя себя европейцами креольского разлива. То было не чувство принадлежности к европейской цивилизации, ее духу, а лишь тяга к достижению такого же уклада, качества жизни, как и в заповедной зоне Старого Света. Справедливости ради заметим, что иллюзии не были беспочвенными.
В 20-30-е годы XX века аргентинцы считали скорой явью свое вхождение в клуб избранных наций. Тогда на Аргентину приходилась половина ВВП всей Латинской Америки, "страна жирных коров" занимала десятое место в мире по экономическому развитию, седьмое - по экспорту. На протяжении трех десятилетий экономика Аргентины развивалась быстрее, чем экономика США, и обитатели пампы предвкушали обгон североамериканцев по всем статьям. Сегодня аргентинцы предаются ностальгическим воспоминаниям и переживают крушение своих несбывшихся надежд.
Безоглядная вера в счастливую звезду, культ общества потребления, привычка тратить больше, чем зарабатывать, а в последние годы - доведенный до абсурда рыночный фундаментализм с ультралиберальной экономикой и долларизованными финансами - все это в конечном счете обернулось национальным крахом.
Спасает аргентинцев, как и всех их собратьев на континенте, природный оптимизм. Вот и сейчас "риоплатенсе" тешат себя надеждами: сегодня наступило католическое Рождество, грядут встреча Нового года, превышающая календарный срок Неделя туризма, летний сезон с отпусками и каникулами, фестивали танго и карнавалы, а там, глядишь, все и образуется. Мудрое руководство перонистской партии отыщет выход из тупика, помогут доброхоты из МВФ, в Розовый дом вселится новый президент, и жизнь, авось, наладится.