В отличие от прошлогоднего декабрьского саммита Евросоюза в Ницце нынешняя встреча его глав государств и правительств в замке Лакен близ Брюсселя получилась более деловой. Весь минувший год ЕС топтался на месте. Дальше разговоров о реформе реализация намеченных планов не двигалась. Национальные эгоизмы, недовольство "малых" участников "большими", боязнь этаблированных стран потерять свои преимущества с приходом восточноевропейских "бедняков", погоня за выгодой и многое другое, вплоть до почти кухонных чиновничьих свар, сплелись если не в гордиев, то в весьма сложный узел.
К примеру, в Лакене оказалось невозможным урегулировать такой, казалось бы, не очень принципиальный вопрос, как реформаторская децентрализация нескольких специализированных управленческих подразделений. Большинство склонялось к тому, чтобы "посадить" ведомство, занимающееся вопросами продовольствия, в Хельсинки. Но уперлась Италия. Премьер Сильвио Берлускони категорически потребовал предоставить эту честь древней Парме, поскольку она "понятие хорошей кухни" и издавна известна своей ветчиной, а главное, сыром "Пармезан". Чтобы не превращать заседание в торг, вопрос пришлось снять с повестки дня.
Но главным в ней была все та же проблема реформы сообщества. Столицы ЕС поджимают сроки его расширения с нынешних 15 до 25 государств. Среди кандидатов в Лакене обозначены Эстония, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Венгрия и Кипр. Далее перспектива маячит для Болгарии и Румынии, а также Турции.
Решение о судьбе первоочередников должно состояться в 2004 году. Но без реформы институтов союза, уточнения полномочий между "центром" в лице Комиссии ЕС и национальными правительствами, договоренности о порядке голосования при принятии решений и т.д. разбухшая новыми членами организация может стать просто неуправляемой. Решить дилемму поручено Конвенту, образование которого стало главным результатом саммита в Лакене.
Отныне латинское слово "conventus", означающее собрание или сход, более чем на год войдет в актуальный политический словарь. Это, конечно, не Национальный конвент времен Великой французской революции, провозгласивший поочередно республику, диктатуру и директорию, но достаточно серьезная конструкция. Во всяком случае, ожидания, связываемые со "сходом" ЕС, достаточно велики.
Не без подспудных споров в Лакене договорились поручить председательство в новом органе экс-президенту Франции Жискару д"Эстену. В качестве заместителей ему будут помогать еще две известные политические фигуры - тоже бывшие, но премьеры Бельгии Жан-Люк Дехен (Dehaene) и Италии Джулиано Амато. Конвент начнет работу в марте. В нем будут заседать около ста человек, в том числе представители 15 государств ЕС, 30 членов национальных парламентов и 16 Европейского, два члена брюссельской Комиссии, а также уполномоченные на то от стран-кандидатов, но с совещательным голосом. Задача - представить к середине 2003 года конкретный, взвешенный и реалистический план реформы ЕС.
Дело это очень непростое. Состояние ЕС, по самокритичной оценке его участников, оставляет желать много лучшего. Как отмечается в принятом ими в Лакене заявлении о будущем ЕС, "спустя полвека после основания союз находится на распутье". В документе отмечается, что, разделяя цели ЕС, многие граждане входящих в него стран ощущают отчуждение в отношении его органов, не видят их участия в решении конкретных проблем населения, считают, что брюссельская бюрократия не должна совать нос во все без исключения дела, предоставив их лучше соответствующим правительствам и регионам, наконец, что деятельность ЕС нуждается в более серьезном демократическом контроле.
Быть может, Конвенту удастся предложить перспективные идеи, относящиеся прежде всего к принципиальному вопросу о том, каким быть Евросоюзу. Здесь взгляды весьма расходятся. Одни предлагают, чтобы он стал федерацией национальных государств. Другие стоят за превращение Комиссии ЕС в наднациональное правительство, опирающееся на Европарламент. Третьи, особенно Франция и Англия, не мыслят кардинального ущемления своего суверенитета. Только что в Лакене Тони Блэр сказал, что Евросоюз не должен превратиться в "сверхгосударство". Как сведут и сумеют ли свести воедино в Конвенте подобные и иные разночтения, покажет его деятельность. Сам этот орган хотя и облечен доверием, полномочиями и призван обсудить все проблемы, не останавливаясь ни перед какими табу, тем не менее находится хотя и на длинном, но все-таки поводке. Окончательное решение по поводу его будущих рекомендаций остается за главами государств и правительств ЕС.