Сдача "Талибаном" Кандагара, как это ни парадоксально звучит, грозит обернуться значительным политическим успехом этого движения. Уступив власть в своей неофициальной столице, мулла Омар и его окружение наглядно продемонстрировали миру, чего стоит "единство" антиталибской коалиции. Шесть полевых командиров Объединенного антиталибского фронта, словно опьяненные сравнительно легкой победой, вступили в жесткое соперничество за власть над городом. Первое же заседание городского совета (шуры), сформированного главой временного правительства Афганистана Хамидом Карзаем, закончилось безрезультатно.
В очередной раз стала очевидна бесперспективность формирования органов власти по этническому признаку - совет состоит из представителей шести пуштунских племен, которые никак не могут договориться о распределении обязанностей по организации городского управления. Тем более что резиденцию кандагарского губернатора захватил не кто иной, как ее бывший хозяин Гуль Ага Шерзой, в период правления которого беззаконие и коррупция достигли таких масштабов, что для кандагарцев не было большей радости, чем изгнание его талибами осенью 1994 г. Демонстрируя западным спонсорам свою "единую позицию", полевые командиры формально все же признали возвращение Шерзоя на пост губернатора, однако это вызвало только новые беспорядки в городе.
Тревожные известия приходят и с севера Афганистана. В воскресенье в результате крушения вертолета погибли 18 человек. Среди них три командира Северного альянса, в том числе Мохаммед Мустафа - в прошлом начальник охраны покойного Ахмад Шаха Масуда. Сторонники одного из погибших, известного пуштунского полевого командира Арбаба Мохаммеда Хашима, ранее воевавшего на стороне "Талибана" и перешедшего на сторону альянса во время боев за Кундуз, настаивают, что смерть их лидера стала результатом покушения. Однако представители главного командования Северного альянса утверждают, что первые результаты расследования характеризуют падение вертолета как несчастный случай.
К неожиданным событиям, имевшим место в Афганистане в последние дни, необходимо также добавить жестокие бои, развернувшиеся близ городов Тахта-Пуль и Спин-Болдак, находящихся на шоссе, связывающем Кандагар с пакистанским городом Кветта. Талибам там противостоят отряды все того же старо-нового кандагарского губернатора Шерзоя. К этому району приковано особое внимание Пентагона, перебрасывающего туда морских пехотинцев. Не обнаружив Усаму бен Ладена в пещерах Тора-Боры, американцы теперь заявляют о его бегстве в район Спин-Болдака.
В то же время боевое настроение американских "ястребов" омрачают периодически распространяемые СМИ сообщения о потерях среди морской пехоты США. Пакистанская газета "Фронтиер пост", например, сообщает, что на военной базе в Джейкоабаде, в пакистанской провинции Синд, ждут отправки на родину сорок гробов с телами погибших в Афганистане американских пехотинцев. Как утверждают пакистанские журналисты, эти солдаты погибли близ все того же злополучного Спин-Болдака, подвергшись внезапным атакам обвешанных взрывчаткой самоубийц из числа наиболее отчаянных талибов. Представители объединенного пресс-центра антитеррористической коалиции признают, что "некоторые потери" среди военнослужащих США имеются, но не называют конкретных цифр. Не предоставляет пока таких данных и Пентагон.
Афганская война брасает тревожные блики на ситуацию в разных частях света. Особенно "повезло" на минувшей неделе Африке. Американские военные корабли блокировали морские порты Сомали для проверки всех направляющихся в эту страну судов. Таким образом американцы надеются выявить бежавших из Афганистана боевиков "Аль-Каиды". Тотальная проверка всех коммерческих судов началась со вчерашнего дня. Кроме того, на днях в кенийской столице Найроби были задержаны иракец и ливанец, прилетевшие из Сомали и выдавшие себя за корреспондентов Рейтер, но после соответствующего опровержения этого агентства попавшие под подозрение в связях с террористами.
Помощник госсекретаря США по странам Африки Вальтер Канштайнер, правда, поспешил заявить, что Вашингтон пока еще не располагает достаточным количеством информации для обвинения тех или иных сомалийских кланов в пособничестве бен Ладену и что в этой связи "слухи о предстоящей военной кампании США в Сомали преждевременны". В списке 39 группировок, фондов и кампаний, поддерживающих терроризм, фигурирует сомалийская группировка "Аль-Иттихад аль-Ислами", проявляющая последнее время активность в районах компактного проживания сомалийцев на территории соседней Эфиопии.
Как представляется, военные операции США и их союзников на Африканском Роге способны лишь вновь разжечь давние конфликты наподобие эфиопо-сомалийского, которые, в свою очередь, могут вызвать цепную реакцию по всему северо-востоку континента. Здесь и Эритрея со своими обидами, и Судан, представляющий традиционную "угрозу с тыла" для эфиопской армии, и крохотная Республика Джибути, в которой идет старое противоборство проэфиопских и просомалийских кланов, и т.д. Вряд ли симпатии нескольких клановых вождей к "Аль-Каиде" или даже наличие в Сомали какого-то количества членов этой террористической организации стоят безопасности целого региона.
В этой связи нельзя не отметить, что в Соединенных Штатах очень вовремя вышли в свет мемуары бывшего советника президента США по национальной безопасности Энтони Лейка. Автор, опять-таки к месту, назвал их "Шесть кошмаров". Лейк в своих воспоминаниях рекомендует учесть уроки поражения американской интервенции в Сомали 1993 г. (один из "кошмаров"). Даже одержав восемь лет назад победу, США не извлекли бы из нее никакой пользы, так как обрекли бы себя на "бесконечную оккупацию", порождая среди местного населения настроения иждивенчества или ненависти к оккупантам, а может быть, и то и другое сразу.