Участникам межафганских переговоров в Бонне наконец-то удалось договориться. Составлен четкий план формирования временной администрации, которую возглавит командир одной из антиталибских военных группировок, глава пуштунского племени попальзай Хамид Карзай. Успеху переговоров афганцы во многом обязаны удачному посредничеству представителя ООН Лахдара Брахими и министра иностранных дел ФРГ Йошки Фишера. Первый на протяжении решающего, десятичасового раунда переговоров непрестанно курсировал между четырьмя афганскими делегациями, стремясь согласовать даже малейшие нюансы в определении общей позиции. Второй спасал положение тем, что взял на себя нелегкую миссию общения с находящимся в Кабуле Бурхануддином Раббани, который, не желая отказываться от поста президента Исламского Государства Афганистан (ИГА), пытался заблокировать ход конференции. До личного звонка Фишера в Кабул Раббани под различными благовидными предлогами тормозил предоставление списка кандидатов в переходное правительство от Северного альянса (Объединенного антиталибского фронта).
Раббани, конечно, проиграл. Амбиции же трех других лидеров Северного альянса были вполне удовлетворены. Пост министра иностранных дел достался Абдулле Абдулло, главы МВД - Юнусу Кануни, шефа военного ведомства - Мохаммаду Фахиму. Таким образом, они сохранили за собой те посты, которые занимали в составе администрации "северян".
Формально отсчет шести месяцев, в течение которых будет работать временная администрация, начнется 22 декабря, когда ее официально признает ООН. Важно то, что афганские делегаты договорились о присутствии в стране международных сил безопасности, представляющих мировое сообщество. Ведь необходимо обеспечить легитимную передачу власти представителями Северного альянса, далеко не все из которых остались довольны итогами Бонна. Кроме того, по-прежнему актуальна опасность реставрации режима движения "Талибан", поскольку последнее отнюдь не проявляет готовности сложить оружие.
Престарелый экс-монарх Захир Шах тоже не остался без дел. Ему поручено отправиться в Афганистан и возглавить комиссию по созыву Лойи Джирги - всеафганской племенной ассамблеи. Если бы не его 87 лет, Захир Шах мог бы претендовать на большее. Кстати, бывший монарх неплохо обеспечен, так как уже много лет живет на субсидии, предоставляемые ему королевским двором Эр-Рияда. Интересно, что кандидатуру монаршего советника Абдул Саттара Сирата на пост главы афганской администрации усерднее всего продвигал госдепартамент США, в то время как Россия, судя по всему, больше рассчитывала на успех Бурхануддина Раббани.
Победа Карзая показала, что великим державам предстоит иметь дело с "нестандартным" политиком. С одной стороны, этот 46-летний ветеран афганского сопротивления советскому военному присутствию еще в 1992-1994 гг. занимал пост замминистра иностранных дел, то есть достаточно близок "северянам". Но с другой - на протяжении последующих лет он действовал в вольной стихии пуштунского национализма, не признающего ни государственных границ, ни международного права в целом. Американцам Карзай хорошо знаком по второй половине восьмидесятых годов, когда, временно проживая в США, он возглавлял сеть афганских ресторанов в Чикаго, Сан-Франциско, Бостоне и Балтиморе и показал себя весьма деловым человеком, полным энергии и стремления защищать права своих соотечественников.
Представители ООН не скупятся на оптимистические комментарии итогов Бонна, однако события в самом Афганистане могут подпортить излишне праздничное настроение. В день завершения конференции антиталибские силы под натиском противника отступили от кандагарского аэропорта. При этом продолжались бомбардировки Кандагара американской авиацией. А сухопутные американские подразделения сосредоточились юго-восточнее от этого города, являющегося последним оплотом талибов, препятствуя их попыткам прорваться в горы. Вчера также шли ожесточенные бои на подступах к пещерам Тора-Бора, под Джелалабадом, где среди боевиков "Аль-Каиды", предположительно, скрывается Усама бен Ладен.