Вчера, когда в Москве было раннее утро, Организация по защите от баллистических ракет Минобороны США провела успешное испытание экспериментального образца системы национальной ПРО. Тест состоялся после двух отсрочек, вызванных, по официальным данным, погодными условиями. Это дало повод некоторым комментаторам говорить о ненадежности техники, однако в практике летных испытаний такая отсрочка обычное явление. Как правило, она связана с тем, что оптические средства контроля в ходе пуска должны иметь возможность следить за испытаниями с целью собрать максимум информации.
Ракета-мишень "Минитмен-2" стартовала с полигона Ванденберг (Калифорния) в 5.59 по московскому времени. Она вывела на баллистическую траекторию два объекта: имитатор боеголовки и ложную цель - надувной баллон, который должен был сбивать с толку перехватчик. Пуск "Минитмена" был обнаружен спутником системы раннего предупреждения, который передал информацию на КП ПВО "НОРАД" (Колорадо-Спрингс). Сообщение об этом было ретранслировано в Центр управления испытательного полигона имени Рональда Рейгана, расположенного на атолле Кваджалейн (Тихий океан, Маршалловы острова). За полетом "Минитмена" следил с Аляски радар раннего предупреждения.
Важнейшая часть экспериментальной системы ПРО - локатор XBR, получив информацию от спутникового и наземного сегментов штатной системы предупреждения, взял цели на сопровождение. Мишень находилась в полете 20 минут, когда центр управления выдал команду на запуск противоракеты PLV. Она стартовала с Маршалловых островов, которые от Ванденберга отделяли около 8 тыс. км. Боеголовка "Минтмена" уже находилась на нисходящем участке траектории, когда EKV (ступень-перехватчик ракеты PLV) обнаружила своими инфракрасными датчиками цели и отличила действительную от ложной. Двигатели перехватчика скорректировали его курс, и два объекта, летящие с встречной скоростью почти 8 км/с, столкнулись на высоте примерно 240 км над Гавайскими островами.
Пентагон назвал испытания большим успехом, поскольку в отличие от более ранних тестов на мишени не было размещено радиомаяка. Аналогичный тест 6 июля 2001 г. окончился неудачей. Всего выполнено 7 пусков противоракет, из них 5 - по реальным целям (два промаха, три попадания).
Нынешнее испытание формально не нарушает Договор по ПРО 1972 г. Как сообщила в середине ноября влиятельная газета "Нью-Йорк таймс", в Пентагоне решили в ближайших испытаниях не выходить за пределы этого документа. Однако к середине 2002 г., когда США могут начать использование нового радара на Аляске, положение может измениться. По мнению первого заместителя начальника Генштаба ВС РФ генерал-полковника Юрия Балуевского, "отдельные моменты говорят о том, что США близки к нарушению ряда положений этого документа".
В то же время даже несколько удачных экспериментов не будут означать успех программы в целом. Как следует из недавно обнародованного доклада американского "Союза обеспокоенных ученых", который проанализировал результаты первых четырех испытаний, противоракетная программа Пентагона находится лишь в начале становления, и нет никакой технической базы для развертывания эффективной ПРО.
По-видимому, российская разведка сообщила военно-политическому руководству аналогичные выводы, которые дали основание Юрию Балуевскому заявить, что возможный выход США из Договора по ПРО не нанесет неприемлемого ущерба национальной и военной безопасности России. Вместе с тем генерал заявил: "Подобный шаг американцев однозначно приведет к новому витку создания средств доставки оружия массового уничтожения, всплеску в развитии ракетных программ".