- Господин президент, в настоящее время пакистанское общество переживает политический раскол, вызванный войной в Афганистане. Но вместе с тем вы продолжаете оставаться одним из политиков, поддерживающих антитеррористическую операцию. Какими при этом вы руководствуетесь мотивами? Что придает уверенность в выбранном военно-политическом курсе?
- Пакистанское общество не переживает политического раскола, вызванного военными действиями в Афганистане. Подавляющее большинство пакистанцев полностью согласны с правительственным курсом, направленным на поддержку международной коалиции в борьбе против терроризма. В этом состоит наша принципиальная позиция в противодействии терроризму во всех его формах и проявлениях.
- Как вам представляется расклад политических сил в Пакистане? Кто является союзником правительства, кто противником, какова нейтральная прослойка между ними? Насколько сильна каждая из группировок, какое влияние имеет среди различных категорий населения, а также в вооруженных силах Пакистана?
- Я не думаю, что подобная классификация политических партий соответствует действительности. В Пакистане много политических партий, которые функционируют свободно. И вы, должно быть, согласитесь, что различные партии могут иметь отличные от правительства позиции и взгляды на решения по поддержке международной антитеррористической коалиции.
- Способны ли вооруженные силы Пакистана обеспечить надежный тыл для проведения союзниками антитеррористических действий на территории Афганистана?
- Пакистанские вооруженные силы вполне способны защитить территориальную целостность страны и обеспечить Пакистану надлежащую роль в борьбе против терроризма.
- Какова ваша оценка хода международной антитеррористической кампании? Как вы видите перспективу развития событий? Возможно ли достижение окончательной цели в ближайшее время или потребуются годы?
- Я думаю, что сейчас еще чрезвычайно рано делать окончательные выводы о ходе военной кампании. И вряд ли кто-нибудь возьмется утверждать что-либо определенное в то время, как прояснилась только часть обстоятельств, а другие - еще не выявлены. В любом случае новое правительство Афганистана должно быть широкопредставительным, многоэтническим, свободно избранным и дружественным по отношению к соседним странам, включая Пакистан. Политическое и экономическое возрождение Афганистана может быть осуществлено через определенный период времени.
- Как вы оцениваете парадоксальную ситуацию, когда власти Пакистана, поддерживая дипломатические отношения с кабульским режимом, одновременно вынуждены вступить с движением "Талибан" в конфронтацию?
- Пакистан всегда исходил из того, что Кабул нуждается в многоэтническом правительстве, которое сформировано внутри страны на широкой основе и приемлемо для Афганистана. Резолюция Совета Безопасности ООН предусматривает именно такую цель. Пакистан поддерживал дипломатические отношения с "Талибаном", когда он контролировал 95% территории, включая Кабул. Сейчас афганское посольство и консульство в Пакистане закрыты, талибского правительства больше не существует.
- Каким вы видите послевоенное государственное и политическое устройство Афганистана? Ваше отношение к королю Захир Шаху?
- Если широкопредставительное и многоэтническое правительство будет образовано в Афганистане, то на территории страны и в регионе могут наступить мир и стабильность. Усилия, направленные на то, чтобы одна группа доминировала над другой, могут только породить проблемы, чреватые порождением хаоса и анархии. Народ Афганистана на протяжении двух десятилетий страдает от военного уничтожения и нуждается в правительстве, которое могло бы обеспечить мир и стабильность, так же как было бы способно провести реконструкцию Афганистана и реабилитацию его населения. Захир Шах - уважаемая фигура, которая может объединить Афганистан. Он мог бы представлять собой символ, вокруг которого сплотились афганцы в борьбе за мир.
- Главным региональным оппонентом Пакистана является Индия - страна, обладающая ядерным оружием. Как в свете развивающейся ситуации в Афганистане могут складываться пакистано-индийские отношения?
- Главная причина пакистано-индийской враждебности и напряженности кроется в неразрешенной дискуссии по Джамму и Кашмиру и безжалостном индийском давлении на Кашмир. Пакистан выступает за мирные переговоры в соответствии с волеизъявлением населения Кашмира. Как Пакистан, так и Индия связаны обязательствами перед международным сообществом и непосредственно народом Кашмира решить проблему в соответствии с резолюциями Совета Безопасности. Пакистан, со своей стороны, желает вступить в непрерывные, содержательные и ориентированные на результат переговоры с Индией в поисках справедливого решения этой важной спорной проблемы.
- Существуют опасения, что радикальные исламские группировки способны завладеть пакистанским ядерным оружием. Насколько это вероятно?
- Национальное командование осуществляет строжайший контроль над пакистанскими ядерными средствами. Специально отобранные и хорошо подготовленные кадры осуществляют управление системами ядерного управления и контроля, которые постоянно совершенствуются. Создана четкая система управления, не позволяющая использовать ядерное оружие случайно или несанкционированно. На протяжении многих лет не отмечено ни единого случая кражи или утечки стратегических материалов.
- Насколько в определении позиции Пакистана по отношению к конфликту в Афганистане существенен пуштунский фактор?
- Пуштуны являются главной этнической группой в Афганистане. Любое политическое соглашение по Афганистану должно принимать во внимание эту реальность. Мы хотели бы иметь сердечные и дружеские отношения со всеми этническими сообществами в Афганистане. Пуштунские племена проживают по обе стороны линии Дюранда и представляют собой фактор тесных взаимоотношений между двумя странами.
- Существуют ли планы разоружения зоны свободных племен вдоль афгано-пакистанской границы?
- У нас нет проблем в этом регионе, и наша граница с Афганистаном полностью безопасна.
- Существуют факты, подтверждающие участие пакистанцев в боях на афганской территории. Какова ваша оценка этого?
- Некоторые неуправляемые личности направились в Афганистан для того, чтобы присоединиться к формированиям "Талибан". Мы имеем намерение арестовать их всех, как только они вернутся обратно.