Представители основных политических групп Афганистана в ходе переговоров в Бонне приняли за основу послевоенного урегулирования план переходного правления, предложенный ООН. Первоначально он предполагал усадить за стол переговоров представителей основных афганских группировок, сформировать временный национальный совет и администрацию, созвать в качестве временного органа власти общее собрание племен и народов Афганистана (Лойю Джиргу). Этот орган должен предложить новое переходное правительство и меры безопасности, дать полномочия органам власти на выработку Конституции. Через два года планируется созвать новую Лойю Джиргу, утвердить Конституцию и постоянные органы власти.
При этом ООН предложила символический жест, который должен был выглядеть привлекательно для афганского народа. Первое собрание Лойи Джирги должно по плану пройти уже в начале года, в марте, перед Наврузом, праздником рождения Нового года.
В переговорах участвовали Северный альянс, называющий себя объединенным фронтом в основном этнических меньшинств, римская группа короля Захир Шаха (большей частью пуштуны), кипрская группа иранских афганцев-пуштунов и пешаварская группа афганских иммигрантов в Пакистане, тоже в подавляющем большинстве пуштунов.
Органы власти выпало формировать двум группам - Северному альянсу и группе короля при консультациях с другими участниками переговоров. Они же и составят большую часть будущих органов власти. Большую часть из 120-200 членов временного совета и из 15-25 членов временной администрации. Учесть интересы всех в Бонне не могли. Поэтому делегация ООН придумала формулировку: переговоры должны создать такую атмосферу в Афганистане, при которой в будущем можно будет учесть интересы всех. В конце концов временные органы власти будут действовать в течение всего лишь двух с половиной месяцев.
Стремительность переговоров при полном отсутствии какой бы то ни было подготовки конференции объясняется многими факторами. Первый и основной: 5 декабря в Берлине начинается конференция государств-доноров. Условия выдачи денег - наличие в Кабуле органов власти, через которые, собственно, и пойдет помощь, и гарантии безопасности в стране. Безопасность в глазах международного сообщества может обеспечить только международное военное присутствие, против которого изначально выступал Северный альянс. Одно из достижений Бонна - изменение этой позиции. Северный альянс заявил, что готов принять в Афганистане международные войска, в том числе, как сказал Юнус Кануни, и "для охраны внешних границ от вмешательства соседей".
Второй фактор давления касается в основном пуштунов. Конференция в Бонне для них - шанс попасть в органы управления страной, поскольку в противном случае у власти в Кабуле так и останется Северный альянс. Он уже в столице. Третий фактор, который мало учитывается международным сообществом, но который обсуждали сами делегации, - страна явно разделена на две части. Сесть за стол переговоров - значит сохранить целостность Афганистана.
Бонн