Ненормальная ситуация с правами русскоязычного населения в Латвии и Эстонии давно ни для кого не является секретом. Об этом много говорят и пишут, к этой проблеме приковано внимание международных и европейских правительственных и общественных организаций. Признав наличие серьезных проблем в этой области, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) развернула в 1993 году в Риге и Таллине свои миссии, основной задачей которых является содействие в ликвидации массового безгражданства и мониторинг за выполнением Латвией и Эстонией их обязательств в рамках ОБСЕ. За истекший период миссии проделали полезную работу, стимулировав власти этих государств к отдельным коррективам своей политики в отношении нетитульного населения. Хотя предлагаемые ОБСЕ меры носили в основном рекомендательный и сравнительно мягкий характер (вспомним для сравнения жесткую и бескомпромиссную линию ОБСЕ в период косовского и македонского кризисов), тем не менее даже такие советы воспринимались здесь как вмешательство во внутренние дела, попытки помешать этим государствам стать равноправными членами европейского сообщества. Всякий раз, когда поднимался вопрос о продлении мандатов миссий (соответствующее решение Постоянного совета принимается каждые полгода), предпринимались отчаянные усилия, чтобы свернуть деятельность ОБСЕ и тем самым полностью закрыть "правозащитное досье" в этих странах.
Сегодня вокруг вопроса о перспективах присутствия ОБСЕ в Латвии и Эстонии в очередной раз разгораются страсти. Это связано в том числе с предстоящей в Бухаресте встречей министров иностранных дел государств - участников ОБСЕ, на которой помимо прочих важных вопросов может вновь возникнуть тема нарушения прав русскоязычного населения и перспектив балтийских миссий.
Опираясь на поддержку США и некоторых стран Евросоюза, Рига и Таллин жестко выступают против продления мандатов миссий ОБСЕ на очередные шесть месяцев начиная с 1 января 2002 года. Присутствие организации предполагается заменить эпизодическим мониторингом со стороны верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств и "контролем Евросоюза". За нетипичной для западных государств толерантностью в отношении нарушений прав человека просматривается очевидное стремление исправить серьезно подмоченный имидж этих двух балтийских стран. Все это подчас делается вопреки оценкам своих же собственных экспертов, рекомендациям международных организаций, включая ОБСЕ и Совет Европы, неоднократно призывавших ту же самую Ригу ратифицировать европейскую рамочную конвенцию о защите нацменьшинств. Нелицеприятный анализ положения нетитульного населения Эстонии дан и в недавнем объемном докладе "Института открытого общества" Дж. Сороса.
В Москве же многие политики считают, что за прошедшие годы в принципиальном плане линия властей Латвии и Эстонии существенных изменений не претерпела. Они, нехотя соглашаясь на принятие поправок "в духе рекомендаций" ОБСЕ, по сути, не меняют свою национальную политику. С учетом этого ставить вопрос о свертывании деятельности миссий в странах Балтии было бы преждевременно.
Так, несмотря на международное воздействие, с начала процесса натурализации в 1995 г. по июнь 2001 г. латвийское гражданство было предоставлено лишь 48 тыс. человек из более чем 600 тыс. неграждан. Русский язык, являющийся родным для 36% населения Латвии, Законом "О государственном языке" объявлен иностранным. В стране насчитывается более 50 различий в правах граждан и неграждан, в том числе в социально-экономической сфере, существуют запреты на профессии по языковому признаку.
В Эстонии с 1992 по 2000 г. гражданство этой страны в порядке натурализации было предоставлено лишь более 113 тыс. человек, или менее чем 10% общего числа граждан Эстонии. При общей численности апатридов, составляющей 220 тыс. человек, в 2001 г. из них смогли натурализоваться лишь 3425 человек. Еще 70 тыс. из числа неграждан не имеют официальных разрешений на постоянное проживание в стране и относятся к так называемым нелегалам. Несмотря на то что 28% жителей Эстонии считают русский своим родным языком, он не имеет здесь никакого официального статуса. Остается неурегулированным вопрос о регистрации и имущественных правах Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата.
О пренебрежительном отношении эстонских властей к ОБСЕ говорит преданный огласке текст письма премьер-министра Эстонии М.Лаара членам партии и "Исамаалийт" относительно некоторой корректировки эстонского законодательства о выборах. ОБСЕ, по мнению эстонского политика, лишь препятствие на пути Эстонии в евроатлантическое сообщество.
Общественные организации русскоязычного населения отмечают, что на сегодня национальная политика Риги и Таллина далека от общепринятых стандартов и имеет целью ассимиляцию нацменьшинств. Они не раз обращались в ОБСЕ и Совет Европы с просьбой не сворачивать деятельность миссий ОБСЕ. Уже сейчас на рассмотрении Европейского суда по правам человека в Страсбурге находится 19 жалоб российских граждан о грубом нарушении их прав на территории Латвии.
Представляется, что в этих условиях снятие мониторинга правозащитной ситуации в Латвии и Эстонии со стороны ОБСЕ стало бы серьезным промахом этой организации в оценке гуманитарных проблем в Латвии и Эстонии, послало бы неверный сигнал и их правительствам, и самим национальным меньшинствам, а также не способствовало бы укреплению стабильности и безопасности в Балтийском регионе.