Нынешнюю осень называют переломным периодом в работе таможенного ведомства. ГТК убедил Госдуму принять поправки к Таможенному кодексу, которые позволят усовершенствовать действующее законодательство, осуществил практические меры по наведению порядка во внешнеэкономической сфере, дал бой контрабандистам, а также проявил принципиальный подход к процессу чистки собственных рядов. Большинство предпринятых мер инициировано главой ГТК Михаилом Ваниным, деятельность которого на посту главного таможенника была высоко оценена президентом Владимиром Путиным во время недавнего чествования таможенной службы страны.
Взять вышедший на прошлой неделе совместный приказ ГТК и МНС, направленный на ужесточение возмещения экспортного НДС. Суть приказа заключается в том, что отныне экспортеры-перепродавцы будут подвергаться более тщательной проверке с обязательной регистрацией приобретенного у производителя товара по месту постановки на налоговый учет. Это позволит снизить объем ежегодно возмещаемого экспортерам за счет госказны налога на добавленную стоимость. Речь идет о немалых суммах: например, в нынешнем году налогоплательщикам уже пришлось вернуть более 170 млрд. руб.
Однако инициативы ГТК по наведению порядка в экспортно-импортной сфере пришлись по душе далеко не всем. Например, фирмы-отправители грузовиков и морских контейнеров грозят в судебном порядке оспорить нововведения таможни. Экспортеров понять можно: теперь процесс растаможивания трейлеров, в частности, на финской границе вместо двух часов занимает двое-трое суток, затягивается и таможенная очистка контейнеров в порту Санкт-Петербурга, где грузовладельцам приходится ждать своей очереди по неделе и больше. Однако в действующем законодательстве не оговорены конкретные сроки таможенной очистки и, напротив, говорится о необходимости соблюдения полного перечня требований, предъявляемых к оформлению прибывающих на таможню грузов. Те, кто не привык работать по закону, пытаются давить на руководство ГТК излюбленными методами. К примеру, часть грузовладельцев вообще приостановила растаможивание грузов в надежде на то, что таможня отыграет назад в связи с падением объемов экспорта. Но ГТК не намерено идти на поводу у недобросовестных грузовладельцев.
Кстати, во время проверки Северо-Западного таможенного управления ГТК столкнулся с фактами прямого противодействия наведению порядка. И исходит такое противодействие не только от отстраненного руководства СЗТУ, пообещавшего обратиться в суд за восстановлением, как ему кажется, "справедливости", но и от иных чиновников Северо-Западного федерального округа, которых, очевидно, устраивала та порочная система, которая сложилась на Северо-Западной таможне.
Досадно то, что в этом противостоянии с теми, кто не оставляет попыток найти лазейки в законе, таможенники зачастую оказываются один на один. И это в лучшем случае. Подчас же те органы судебной власти и прокурорского надзора, которым надлежит обеспечивать контроль за соблюдением законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности, занимают пассивную либо неадекватную позицию.
"Не хочу комментировать решение суда, но им были допущены ошибки на уровне второкурсника юрфака, - прокомментировал недавний процесс в Московском арбитражном суде по иску одной из коммерческих структур к ГТК начальник управления таможенных расследований и дознания Государственного таможенного комитета Алексей Константинов. - Речь шла, в частности, о неправильном применении норм в судебном разбирательстве между таможней и одним из нарушителей таможенного законодательства..."
В итоге случайно или умышленно допущенных судом ошибок закон так и не восторжествовал. И это заставило руководство ГТК еще раз обратиться к словам президента Владимира Путина, сказанным им в своем апрельском Послании Федеральному собранию, - о том, что суд в России, к сожалению, еще не стал ни скорым, ни правым, ни справедливым.
У ГТК есть все основания подозревать судебную инстанцию, вынесшую заведомо несправедливое по отношению к таможне решение, в ангажированности определенными кругами из руководства ФСБ. Эти подозрения основываются на том, что в числе учредителей коммерческой компании, заявившей судебный иск против ГТК, значатся фирмы, с которыми связаны близкие родственники одного из видных чиновников этой структуры.
Не меньше вопросов и к некоторым параметрам работы российской прокуратуры, которая в последнее время обнаруживает склонность "политизировать" дела, возбуждаемые таможенными службами в отношении, например, неплательщиков таможенных платежей. В некоторых случаях Генпрокуратура и вовсе пытается откровенно помешать проводимому таможенниками расследованию. Взять историю с требованием начальника управления по надзору за исполнением налогового и таможенного законодательства Генпрокуратуры РФ Андрея Белякова передать в его ведение возбужденное в конце октября Центральной оперативной таможней уголовное дело в отношении одного из крупных неплательщиков таможенных платежей. Это требование прозвучало в самый разгар предпринимаемого таможенниками расследования, причем - в категоричной форме. Чего стоит и сделанное в этой связи безапелляционное заявление начальника управления по связям с общественностью Генпрокуратуры Леонида Трошина, который так озвучил позицию своих шефов: "Им (руководству Генпрокуратуры. - "НГ") лучше знать, какие документы изымать".
Новые правила оформления экспортных грузов на финской границе и в порту Санкт-Петербурга, исходящие из приказа #949-р, вступили в силу после проверки работы Северо-Западного таможенного управления, по результатам которой были отстранены, несмотря на явное вмешательство администрации региона, от занимаемых должностей начальник СЗТУ Шамахов и начальник Балтийской таможни Пучков. Проверка, в частности, выявила, что из-за формального подхода к оформлению грузов в одном только питерском порту казна ежегодно недосчитывалась десятков миллионов рублей таможенных пошлин. Однако, как только руководство ГТК решило всерьез заняться наведением порядка, в том числе и в своих рядах, и начало с Северо-Запада, к противодействию окружных чиновников в этом регионе присоединилась Генеральная прокуратура и стала наносить удары по таможне уже в Центральном регионе. Не исключено, что как раз на Северо-Западе ГТК сильно наступил на чьи-то интересы. Одним словом, в Питере аукнулось - в Москве откликнулось.
Но и это не все. В Генпрокуратуре, по-видимому, стало правилом хорошего тона вызывать на допросы руководителей силового блока ГТК, против которых 24 сентября этого года даже было возбуждено уголовное дело по надуманным обвинениям: якобы таможенники превысили должностные полномочия. В действительности же руководство управления таможенных расследований ГТК пострадало за свою же принципиальность. Как часто бывает в таких случаях, сыграли свою роковую роль подковерные игры высокопоставленных заступников тех, кто попался с поличным на таможне. Увы, Генпрокуратура вместо того, чтобы быть беспристрастным гарантом соблюдения закона, держит нос по ветру. А вместо того, чтобы добиваться координации усилий правоохранительной работы с другими ведомствами, в том числе и с ГТК, все чаще занимается не самым убедительным популизмом, позируя перед телекамерами и бодро отчитываясь об успехах. В такой обстановке таможне приходится рассчитывать только на саму себя. Однако ГТК уже на деле доказал, что там, где стоит вопрос о профессиональной чести и интересах страны, на компромиссы с нарушителями законов и теми, кто за ними стоит, он идти не намерен. "У нас достаточно сил, средств, а также накопленной информации, чтобы дать решительный отпор всем провокациям, имеющим место против ГТК в последнее время", - заявил глава таможни Михаил Ванин в своем выступлении перед сослуживцами в День таможенной службы. И это звучит как предостережение тем, кто рассчитывает принизить значение таможни для России.