Чем активнее страна вовлечена в военную операцию в Афганистане, тем большие дивиденды она извлечет из участия в антитеррористической операции. В неписаной мировой табели о рангах "правильный" политический выбор одним государствам сулит повышение их стратегического значения, а другим предоставляет редкую возможность заявить о себе в мире. Так или иначе поддержка антитеррористической коалиции сопряжена для стран региона с получением финансовой помощи США и международных организаций. В этом свете не может не обратить на себя внимание высочайшая степень солидарности с Вашингтоном мусульманской Турции.
Антитеррористическая операция в Афганистане совпала для Анкары с сильнейшим после 1945 г. экономическим кризисом. По оценкам экспертов, ВНП Турции по итогам 2001 г. сократится на 8,5%, а индекс потребительских цен поднимется к концу года на 65%. Итальянская "Коррьере делла Сера", анализируя возможные последствия афганской кампании для различных стран, считает, что Турция находится на грани финансового краха. Хотя за первые семь месяцев года торговый баланс страны улучшился на 8 млрд. долл., без финансовых инъекций извне турецкая экономика вряд ли переварит войну, в которой страна, судя по всему, примет непосредственное участие. Особенно чувствительна к региональным конфликтам сфера туризма, которая, как известно, последние годы положительно влияла на состояние платежного баланса страны.
Еще недавно претендовавшая на роль региональной супердержавы Турция с распростертыми объятиями принимает визитеров из международных финансовых институтов. В начале ноября Анкару посетила делегация МВФ. Как сообщает местная пресса, МВФ обещает Турции не менее 9 млрд. долл. По словам министра финансов страны Кемаля Дервиша, не за горами выделение Турции средств от стран "семерки". Но едва представители МВФ покинули страну, как в столице под лозунгом "Нет - бедности, коррупции, безработице!" прошла 10-тысячная демонстрация. Съехавшиеся с разных концов страны манифестанты выразили протест против принятия правительством суровых условий МВФ и Всемирного банка по выводу из кризиса турецкой экономики. Недавно обнародованные турецкой прессой итоги представительного опроса общественного мнения показывают, что 80% населения не доверяют правительству, а 64% опрошенных высказались в пользу досрочных парламентских выборов. Если трудящиеся проявляют социальный пессимизм, то Министерство обороны дает знак, что худшие дни для турецкой экономики уже позади. Об этом свидетельствует сообщение газеты "Джумхуриет", согласно которому военное руководство Турции собирается приобретать у США 40-50 беспилотных самолетов (UAV). Улицы турецких городов в связи с событиями в Афганистане не заполняются негодующей толпой мусульман, все помыслы населения направлены на решение экономических проблем. Реноме Турции в мусульманском мире пытаются отстоять парламентарии. 111 депутатов оправили в Конституционный суд запрос с требованием отмены прежнего решения парламента об отправке турецких военнослужащих в Афганистан. Среди подписантов преобладают представители двух партий происламского толка, а также крайне правой "Партии Матери-Родины".
Обвинения традиционалистов в слепом следовании Анкары курсу Вашингтона вряд ли справедливы. Ярким свидетельством тому служит быстрая реакция Турции на планы США распространить антитеррористическую операцию на Ирак. Еще в середине октября вице-председатель правительства Месут Йылмаз, а затем и премьер Бюлент Эджевит недвусмысленно высказались против новой силовой акции на территории Ирака. Главный аргумент - удар по Саддаму Хусейну дестабилизует ситуацию в Ираке и приведет к образованию независимого Курдистана, что крайне нежелательно для Анкары. Турция дорожит и сегодняшним уровнем торгово-экономических отношений с Ираком. Тот факт, что антитеррористическая операция направлена против исламских экстремистов, дал повод турецким военным лишний раз напомнить о правильности своего вмешательства в политику. Командующий вооруженными силами Турции генерал Киврикоглу по случаю национального праздника 29 октября констатировал: "Весь мир с одобрением отзывается о светской модели Турции". Подчеркнув при этом, что ценность этой модели правления "особенно различима после 11 сентября". Высокопоставленный военный дал понять, что армия по-прежнему готова в любой момент пресечь деятельность тех, кто тянет страну в прошлое.
Встав на сторону антитеррористической коалиции, Турция не смогла использовать этот знаковый шаг для урегулирования взаимоотношений с Европейским союзом. 4 ноября премьер-министр Б.Эджевит впервые открыто заявил, что Турция может официально присоединить к себе север Кипра, если Республика Кипр будет принята в ЕС, как это планируется, до 2004 г.
Как раз в эти дни ЕС обнародовал отчет о состоянии дел в 13 странах, претендующих на вступление в Евросоюз. Высокопоставленные чиновники Евросоюза ясно дали понять Эджевиту, что отношения Турции с ЕС серьезно пострадают, если Анкара попытается присоединить Северный Кипр в случае вступления острова в ЕС.
А пока Анкара устами М.Йылмаза извлекает из внешнеполитического арсенала беспроигрышный аргумент, весомо звучащий после 11 сентября: события, которые отдаляют Турцию от ЕС, усиливают фундаменталистов в стране.