-Господин посол, как вы расцениваете последнее выступление Колина Пауэлла и какие моменты в озвученной госсекретарем США новой американской позиции по ближневосточной проблеме являются наиболее важными для палестинцев?
- Мы надеемся, что Колин Пауэлл высказался от имени американской руководства в целом. Дело в том, что существует точка зрения, будто у Пауэлла такие же отношения с президентом Бушем, как и у израильского министра иностранных дел Шимона Переса с премьер-министром Шароном (когда Перес выдвигает полезные инициативы, Шарон затем их дезавуирует). Я лично так не считаю. Я считаю, что самое главное заключается в том, чтобы слова Пауэлла не повисли в воздухе, чтобы были реальные результаты. Он затронул такие темы, как необходимость прекращения израильской оккупации палестинских территорий и их жесткой военной блокады, причем государственный секретарь США прямо и не один раз употребил в этом контексте слово "оккупация".
Важно также, что в его речи прозвучал призыв остановить дальнейшее строительство военных поселений. Он говорил и о неизбежности создания Палестинского государства - при благоприятных к тому условиях. Озвученная Пауэллом позиция хорошо вписывается в начавшееся движение по возобновлению мирного процесса в регионе, в котором все более активную роль играют Евросоюз, Россия и, конечно же, Египет и Иордания. При этом, говоря о праве народа Палестины на создание своего государства, Пауэлл намекает, что этот процесс должен идти не под контролем Израиля, а при самом активном участии ООН.
- Значит, "План Митчелла" снова актуален?
- "План Митчелла" должна обновлять жизнь. Для его выполнения мы стараемся сделать все, что от нас зависит. Дело за Израилем. Словно в ответ на заявление Пауэлла израильские военные опять атаковали палестинский город Рафах, там уже разрушены сотни домов.
- А может быть, палестинцы сами провоцируют Израиль на столь жестокие военные акции?
- Палестинский народ борется против оккупации своей страны. Интифада - это ответ на отсутствие мирных переговоров, на развал мирных инициатив. Вот на границе с Сирией царит спокойствие, но Израиль и не думает выводить свои войска с оккупированных им Голанских высот. Получается, что "спокойствие" на палестинских территориях необходимо Шарону отнюдь не для возобновления мирного процесса, а лишь для продолжения оккупации, продолжения строительства военных поселений.
- А не проще ли властям Палестинской национальной автономии как-либо нейтрализовать собственную радикальную оппозицию, деятельностью которой израильтяне постоянно оправдывают свои военные атаки?
- Во многих странах мира есть правящие круги и есть оппозиция. Есть оппозиция и у нас. Мы гордимся нашей демократией и будем защищать принцип многопартийности. Израильское правительство говорит, что наша оппозиция создает им проблемы. А кто совершил покушение на лидера Народного фронта освобождения Палестины Абу Али Мустафу, кто постоянно стремится физически уничтожить других палестинских общественных деятелей? Израильтяне и не скрывают, что это дело рук их спецслужб. Мы национальная власть и требуем соблюдения закона от всех. Израильское правительство, скажем, требует координации в области безопасности. Но какая может быть координация, когда израильские вертолеты бомбят наши объекты? Только в этом году погибли 370 палестинских полицейских. 90% наших административных объектов в секторе Газа разрушено. Какая может быть координация? Удивительное противоречие в позиции Израиля.
- Ливанское правительство на днях выступило с протестом против включения движения "Хезболла" в список организаций и лиц, поддерживающих терроризм. Вы разделяете позицию Бейрута?
- Нельзя считать терроризмом сопротивление оккупации. У народа, который не сопротивляется оккупации, нет достоинства.