Сегодня в Германии то, что называется "судьбоносным днем". В полдень по среднеевропейскому времени соберется бундестаг, от голосования которого зависит, быть или не быть далее красно-зеленой коалиции и соответственно правительству федерального канцлера Герхарда Шредера в его нынешнем составе. Оппозиция, прежде всего ХДС/ХСС, собиравшаяся ранее поддержать планы правительства, теперь будет голосовать против доверия кабинету, а ПДС - само собой.
Новая ситуация формально вызвана внезапной увязкой Шредером голосования в бундестаге по вопросу об участии бундесвера в операциях антитеррористической коалиции с вопросом о доверии его кабинету. Протест ряда "диссидентов" в депутатских рядах коалиции, и в первую очередь "зеленых", против намерений правительства грозил выявить отсутствие у него опоры на "собственное" парламентское большинство. Однако вспыхнувший в эти дни острейший политический кризис в действительности тлел относительно давно.
Германские аналитики отмечают, что канцлер пошел ва-банк не только из желания навести дисциплину в "разболтавшейся" коалиции. Несомненно влияние целого ряда других неблагоприятных факторов внутриполитического, экономического, социального и внешнеполитического порядка. Часть из них относится к последствиям 11 сентября в Америке. Германия, по праву считавшаяся одной из стабильных во всех отношениях стран, в этом году быстро вошла в полосу неустойчивости.
Перспективы ухудшаются. Третьего дня "пять мудрецов", как называют в Германии пятерку наиболее авторитетных экономических институтов, представили свой доклад, в котором прочат застой в экономике. Согласно их данным, в текущем году ее рост составит всего 0,6%, а в следующем - году выборов! - не более 0,7% при увеличении безработицы до уровня порядка 4 млн. Внешнеполитически Берлину не удается наладить доверительный контакт с Вашингтоном и добиться посвящения в его планы. Наконец, сама красно-зеленая коалиция существует и осуществляет свои реформы в обстановке постоянных межпартнерских трений, разного рода "малых кризисов".
В более чем полувековой истории ФРГ вопрос о доверии ставится действующим главой правительства лишь в четвертый раз. При отказе в нем бундестаг через три недели может быть распущен. Этим пользовались в свое время Вилли Брандт и Гельмут Коль для проведения досрочных выборов. Подобно Шредеру, для подтверждения своей коалиции (тогда с либералами) доверия потребовал и получил в 1982 году Гельмут Шмидт. Но это не помогло. Союз с Геншером через несколько месяцев все-таки развалился.
По мнению известного германского политолога Роберта Лейхта, сейчас "все чрезвычайно сложно. Все зависит от того, чего хочет канцлер - стабилизировать прежнее большинство или подготовить новое?"
Вопрос считают актуальным едва ли не все немецкие аналитики. Один из наиболее вдумчивых из них, Маркус Деггерих полагает: "Возможную разгадку дает прогноз экономических "мудрецов" на 2002 год, год выборов, когда экономика продолжит похудание, безработица снова возрастет, а дыры в бюджете министра финансов Айхеля еще более расширятся. Канцлер хочет воспользоваться благоприятным моментом войны. При распаде коалиции по вине "зеленых" он мог бы организовать выборы уже весной, когда главными темами были бы внешняя политика и внутренняя безопасность, в которых его никто не превзойдет".
Как отмечает этот аналитик, ставя вопрос о доверии, канцлер идет на "калькулируемый риск". При неудаче проведение выборов необязательно. Можно обойтись правительством меньшинства. В случае же досрочных выборов поверженная скандалами оппозиция ХДС/ХСС не имеет ныне общего перспективного лидера, способного привести ее к успеху. Но у канцлера есть запасной коалиционный вариант в виде союза с либералами. Прежде всего постановка вопроса о доверии отражает меняющуюся политическую стратегию.
"Речь идет, - пишет Деггерих, - о смене политического курса: прочь от внутренних дел, от имиджа реформатора и канцлера, справляющегося с экономикой, - к делам внешним, к роли крупного государственного деятеля, канцлера времен войны, твердой рукой надежно встраивающего ФРГ в подлежащую упорядочению новую международную архитектуру политики. Для этого ему требуется свобода рук во внешней и военно-политической области. На этом пути он рассматривает сомневающихся в лагере "зеленых" как фактор риска, от которых надо отделаться или железно дисциплинировать".
Результат политической и парламентской конфронтации в бундестаге станет известен сегодня во второй половине дня. До последнего часа канцлер, министры, лидеры фракций СДПГ и "зеленых", что называется, поштучно обрабатывают неустойчивых депутатов и ласками и угрозами. Хотя несколько диссидентов упорствуют, многие немецкие СМИ полагают, что красно-зеленой коалиции все же скорее всего удастся продемонстрировать минимальным большинством доверие канцлеру и его политике.
19 ноября открывается съезд СДПГ в Нюрнберге. Ее председателю Герхарду Шредеру предстоит там объяснять свою политику, вызывающую вопросы в местных организациях, немало членов которых не испытывают воодушевления в связи с выходом бундесвера на внеевропейские просторы. Еще труднее придется лидерам "зеленых", от которых уже в который раз требуют поступиться пацифистскими принципами своего электората и отдать предпочтение коалиционному резону. Предположительно 70% делегатов очередного съезда "зеленых", предстоящего в Ростоке 24-25 ноября, выступают против военной поддержки американской операции в Афганистане.
Итак, испытав сегодня час давно небывалого по такой остроте политического кризиса, Германия остается в полосе многослойных неурядиц и серьезных факторов риска и неустойчивости. Они вполне могут быть чреваты новыми неожиданностями.