На днях на самой большой военно-морской базе США в Норфолке (штат Вирджиния) был открыт памятник 17 погибшим членам экипажа эсминца "Коул". Торжественную церемонию специально приурочили к первой годовщине диверсии, которая чуть не потопила корабль на рейде Адена, крупнейшего порта Йеменской Республики и всей Юго-Западной Азии.
К этой дате официальная Сана хотела подвести начало судебного процесса над восемью исламскими радикалами, подозреваемыми в причастности к организации прошлогоднего теракта, однако представители госдепартамента США официально попросили йеменское правительство повременить, опасаясь, что шумное судебное разбирательство может лишь усилить антиамериканские настроения в исламских странах. Стремясь ускорить начало "большого процесса", президент Йемена Али Абдалла Салех, в свою очередь, хочет продемонстрировать способность контролировать ситуацию в стране.
Дело в том, что последнее время весьма бурную пропагандистскую деятельность развернула "Йеменская армия освобождения святынь ислама". До конца сентября нынешнего года, когда новоявленные "освободители" выступили с угрозами в адрес США, название этой организации никому ни о чем не говорило. Теперь ее активисты в своих листовках объявляют о подготовке терактов против американских объектов в любой точке мира.
Рост радикальных исламистских настроений в Йемене стал особо заметным после объединения в мае 1990 г. южного, считавшегося на Западе "коммунистическим" Йемена с северным соседом - Йеменской Арабской Республикой. Спустя четыре года исламисты, отряды которых насчитывали около 8 тысяч человек, помогли победе Севера в гражданской войне между Саной, ставшей столицей объединенного государства, и Аденом, где находился центр сопротивления южан. Разгромив противника, президент Али Абдалла Салех предоставил умеренному религиозному движению "Йеменское единение за реформы" (ЙЕР) 9 из 27 портфелей в новом правительстве. Между тем на фоне бедственного экономического положения страны и усилившихся кланово-племенных разногласий "политический ислам" приобрел характер основного объединяющего фактора. А заключив союз с умеренными исламистами, президент Салех попытался поставить под контроль деятельность радикалов.
Однако уже с 1992 г. в Йемене все отчетливее проявлялась активизация местных радикальных группировок. В декабре 1992 г. прогремел взрыв у гостиницы в Адене, где на тот момент находились американские военнослужащие. За этим терактом стояла новообразованная террористическая организация "Йеменский исламский джихад". В сентябре 1995 г. вооруженная группа исламистов под руководством алжирца Абу Абдель Рахмана попыталась насильно установить строгие религиозные порядки в южнойеменском городке Эд-Дали. Наиболее существенным стимулом для активизации радикально настроенных исламистов стал постепенный рост военного сотрудничества Саны с Америкой. В 1993 г. США заключили соглашение с йеменским правительством, в соответствии с которым арендовали за 80 млн. долларов аэродром и морской порт на острове Сокотра, а также несколько причалов в Аденском порту, что позволило взять под контроль такой стратегический морской узел, как Баб-эль-Мандебский пролив.
В 1997-1998 гг. на севере Йемена прогремело несколько взрывов у зданий гражданской администрации и у посольства ФРГ в Сане. Полнейшей кульминацией разгула экстремистских настроений стало создание в августе 1998 г. "Исламской Армии Адена-Абьяна" как объединенного альянса радикальных йеменских групп, главной целью которого была провозглашена "полномасштабная война против американских интересов и объектов по всему миру" и "джихад против режима Али Абдаллы Салеха, стремящегося превратить Йемен в колонию США". Группировка обещала "после героических акций, организованных сынами джихада против шпионских гнезд США в Кении и Танзании" организовать "смертельные удары" по строящимся военным американским объектам в Адене, Ходейде и на острове Сокотра. По мнению йеменских прокуроров, именно эта "армия" стояла за диверсией против эсминца "Коул".