Вчера на рассвете небольшие по численности передовые отряды Северного альянса вошли в Кабул, оставленный формированиями исламского движения "Талибан". Моджахеды Объединенного национально-освободительного фронта Афганистана (ОНОФА), вооруженные стрелковым оружием и гранатометами, появились на центральных улицах столицы своей страны. Боевые бронированные машины Северного альянса украшены фотографиями бывшего военного лидера оппозиции Ахмад Шаха Масуда. По свидетельствам очевидцев, вооруженные формирования отрядов "Талибан" полностью выведены из города - на улицах нет солдат и военной техники, административные учреждения талибов пусты, некоторые здания разграблены.
Несмотря на то что столица фундаменталистами оставлена без боя, основные силы Северного альянса в город пока не входят и остаются в районах сосредоточения неподалеку от Кабула. Руководители ОНОФА ждут распоряжений из Вашингтона. По их информации, в Кабул направлены первые отряды с целью разведки, предотвращения актов насилия над мирными жителями, мародерства и грабежей. По словам генералов Северного альянса, в Кабул введена только "полиция".
Министр обороны США Дональд Рамсфелд заявил, что взятие Кабула не является одной из первоочередных задач международных сил. По его словам, военная кампания направлена прежде всего против лидеров группировки Усамы бен Ладена "Аль-Каида" и руководителей талибов, а Кабул не относится к важным военным объектам, поскольку подлинной столицей талибов является город Кандагар. Ряд западных стран поддерживает позицию американской администрации о нецелесообразности взятия Кабула подразделениями ОНОФА до тех пор, пока не будет сформировано широкопредставительное правительство Афганистана. В частности, Италия выступила с одобрением данного предложения США и призвала усилить роль ООН в процессе урегулирования кризиса в Афганистане. Президент США Джордж Буш подчеркнул, что Кабул после освобождения от талибов должен остаться городом с многоэтническим населением.
Однако овладение афганской столицей далеко не единственный успех, достигнутый формированиями ОНОФА за последнее время. По неподтвержденным из независимых источников данным, Северный альянс вчера утром после ожесточенной перестрелки захватил аэропорт в Кандагаре. По другим сведениям, силы ОНОФА уже овладели городом. Движение "Талибан" пока опровергает сообщения о захвате аэропорта и второй афганской столицы.
Удачными были действия ОНОФА и на других афганских фронтах. За прошедшие сутки авиация США и Великобритании нанесла ракетно-бомбовые удары по объектам талибов, расположенным в районах столицы Афганистана, восточных пригородах Мазари-Шарифа, авиабазы Баграм. Привлекались стратегические бомбардировщики В-52Н, до 70 самолетов тактической и палубной авиации ВВС и ВМС США. Используя результаты авиаударов, отряды Северного альянса после занятия Мазари-Шарифа стремились максимально развить успех в провинциях Бадгис, Баглан, Бамиан, Кундуз и Тахар.
Ими взята под контроль практически вся провинция Бадгис. В провинции Баглан формирования Северного альянса овладели городом и аэродромом Бамиан, также они развивают наступление в направлении авиабазы Шинданд. На кундузском направлении войска антиталибской коалиции овладели Таликаном и Кундузом. Кроме того, подразделения ОНОФА заняли города Сари-Пуль (50 км южнее г. Шибарган, провинция Джаузджан) и Ташкурган (55 км северо-западнее г. Айбак, провинция Саманган). Также бои между подразделениями ОНОФА и ИДТ велись на окраинах центра провинции Фарьяб г. Меймене и севернее столицы Афганистана. И, наконец, по последним данным, на рассвете во вторник Северный альянс взял под свой контроль северо-западную провинцию Нимроз на границе с Ираном. Данная провинция, подчеркнем, имеет стратегически важное значение.
Однако очевидные военные успехи вызвали и некоторые трения среди вождей Северного альянса. Высшее военное руководство ОНОФА озабочено излишней политической активностью Абдул Рашида Дустума, незаслуженным восхвалением в средствах массовой информации боевых успехов генерала по взятию Мазари-Шарифа (явно не соответствующих действительности). По их мнению, это может негативно повлиять на единство антиталибской коалиции.
Последние достижения формирований ОНОФА не могут быть отнесены в полной мере к чисто военным достижениям альянса. Боевые качества афганских национальных меньшинств (таджиков, узбеков и хазарейцев) явно уступают "титульной" национальности Афганистана - пуштунам. По всей видимости, руководство движения "Талибан" приняло решение о переходе к единственно возможной и реальной тактике в сложившейся обстановке - рассредоточиться и перейти к действиям мелких отрядов.
Нельзя сказать, что это решение отличается принципиальной новизной. Это излюбленный партизанский прием всех времен и народов. Ибо иррегулярные формирования начинают терпеть поражения сразу после объединения их в крупные отряды и попытки ведения позиционных боевых действий. И, наоборот, рассредоточившись на мелкие отряды в 40-60 человек и слившись с местным населением, партизаны становятся грозной и практически неуловимой силой.
Оборона крупных населенных пунктов и афганских городов для талибов гибельна. Ибо тактика их отстаивания до последней капли крови в условиях безраздельного господства англо-американцев в воздухе и подпитки Россией формирований Северного альянса тяжелым вооружением и боеприпасами приведет только к единственному результату - города и поселки после продолжительных бомбежек и артобстрелов будут взяты штурмом, а их защитники уничтожены до последнего человека. Кроме того, при осадах городов неизбежно пострадает мирное население и остатки афганской инфраструктуры.
Надо полагать, к решению подобного рода Мохаммада Омара и его сторонников подтолкнули непрерывные авиаудары, результатом которых было уничтожение практически всех крупных военных объектов фундаменталистов и изменившееся соотношение сил с Северным альянсом. Превосходство в тяжелых вооружениях перешло к отрядам ОНОФА.
Насколько долго могут продержаться отряды фундаменталистов в горах Афганистана? Это будет, безусловно, зависеть от их обеспечения вооружением и военной техникой, боеприпасами, продовольствием, медикаментами и обученным пополнением. Во время афгано-советской войны 1979-1989 гг. руководству моджахедов и поддерживающим их силам на Западе и Востоке удалось эти вопросы организовать на достаточно высоком уровне. Однако вряд ли так будет и на этот раз.
Тем не менее предстоящая противопартизанская война всерьез беспокоит военно-политическое руководство США. В Министерстве обороны Соединенных Штатов изучается возможность создания из иностранцев так называемого добровольческого корпуса численностью до 10 тыс. человек, который будет привлекаться для ведения наземных боевых действий в Афганистане. Планируется, что денежное содержание каждого легионера будет составлять около 5 тыс. долларов в месяц, а по завершении операции военнослужащим корпуса может быть предоставлено право на получение американского гражданства. Нет сомнения, что при таком уровне денежного довольствия недостатка в российских волонтерах у американцев не будет.
По прежнему налицо тенденция к расширению участия вооруженных сил других государств в антитеррористической операции в Афганистане. Бундестаг ФРГ планирует на заседании 15 ноября с.г. рассмотреть вопрос о направлении в состав сил антиталибской коалиции контингента национальных ВС численностью до 3900 человек. Военно-политическое руководство Нидерландов предполагает выделить для участия в операции "Несгибаемая свобода" восемь истребителей-бомбардировщиков F-16, до пяти самолетов базовой патрульной авиации Р-ЗС "Орион", подводную лодку, пять боевых кораблей, а также около 1400 военнослужащих национальных вооруженных сил. Международная изоляция режима талибов, таким образом, продолжает усиливаться.