Выступление президента США Джорджа Буша с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН сорвало бурю аплодисментов. По традиции зал Генассамблеи дарит овацию любому оратору, - а уж тем более в ранге президента.
Основные посылки речи Буша: "идет борьба добра и зла - цивилизации и терроризма", "с терроризмом должны бороться все как один", "терроризм нарушает принципы всех религий", "организаторы терактов будут найдены и наказаны". Впрочем, появились и новые нюансы, которые ранее практически не звучали или звучали очень тихо в позиции Соединенных Штатов.
Во-первых, Буш взял на вооружение формулировку российского коллеги Владимира Путина, сказав, что "не бывает плохих или хороших террористов". Именно такими словами российский президент часто объяснял ситуацию в Чечне западным политикам, со стороны которых еще каких-то два месяца назад в адрес Москвы звучали обвинения в чересчур жестком обращении с "чеченскими повстанцами".
Во-вторых, достаточно большое значение в своей речи американский президент уделил роли ООН, организации, значение которой в последнее время - правда, в основном до терактов 11 сентября - в Вашингтоне пытались принизить, полагая, что ООН связывает Америке руки ненужными ограничениями. Буш искренне поблагодарил Всемирную организацию (и отдельно - исламские государства) за решительное и немедленное осуждение терактов и выражение сочувствия американскому народу сразу после трагедии.
В-третьих, по-новому зазвучала давняя тема неотвратимости наказания за терроризм. "Некоторые правительства предоставляют убежища террористам, хотя формально и принимают принципы ООН┘ Любой режим, поощряющий терроризм, заплатит за это высокую цену и ответит перед законом за укрывательство террористов", - заявил Буш. Очевидно, в первую очередь американская администрация намекает на Ирак, хоть президент и не стал указывать на него конкретно, прекрасно понимая, что у каждой страны есть свой "черный список".
То, что хозяин Белого дома поступил именно так, может свидетельствовать о сдвиге в мышлении американской администрации. Как бы то ни было, президент дал ясный сигнал всем, кто укрывает террористов. А такая постановка вопроса дает повод серьезно задуматься, например, и грузинским властям над своими отношениями с чеченскими боевиками.
Очень важным моментом речи Буша стали слова о "государствах Палестина и Израиль". Президент таким образом статусно поставил их на одну ступень, явно вызвав недовольство Тель-Авива и пролив бальзам на душу Ясиру Арафату. Палестинский лидер был преисполнен теплых чувств. Выступая на следующий день на Генассамблее, он внес дополнение в свою речь, специально для того, чтобы сказать слова благодарности Бушу. Примечательно, что к официально распространяемому тексту речи Арафата был прикреплена ксерокопия написанного от руки дополнения - как часть официального документа палестинской делегации.
Для России весьма важно, что ряд новых элементов - пусть и не основополагающих - прозвучал как раз накануне встречи Джорджа Буша и Владимира Путина. Находившийся в Нью-Йорке глава МИД РФ Игорь Иванов отметил, что многие положения, озвученные Бушем, совпадают с идеями, не раз высказывавшимися Путиным.
Нью-Йорк