Силы движения "Талибан" потерпели поражение на севере и северо-западе Афганистана. Противостоящая им коалиция развивает наступление на центральные районы страны. Под контролем Северного альянса и его союзников находится уже девять афганских провинций. За три последних дня согласованными усилиями всех группировок Северного альянса удалось 9 ноября выбить талибов из Мазари-Шариф, к утру вчерашнего дня освободить Герат, а ближе к полудню - и ключевой город Кундуз. Одновременно деблокирована дорога от Мазари-Шарифа к переправам на реке Пяндж, что дает возможность организовать снабжение войск Северного альянса из Узбекистана.
Таким образом, открыт путь из северных районов к городу Баглан и далее к перевалу Саланг (иначе говоря, может быть восстановлена "дорога жизни", по которой снабжалась в свое время 40-я армия ВС СССР). Со взятием Герата появились предпосылки к наступлению вдоль шоссе к Кандагару. Важно и то, что районы контроля северян уже в ближайшее время могут быть объединены в освобожденную территорию.
Параллельно активизировались подконтрольные Фахиму силы вблизи авиабазы Баграм, а их бои с талибами отмечены в 25 км от Кабула.
Военный успех был достигнут прежде всего за счет организации взаимодействия между всеми противниками талибов. Причем решающая роль в организации такого взаимодействия принадлежит американским военным и разведчикам. Решение о наступательной операции, по-видимому, было оформлено в конце октября, после того как в Вашингтоне поняли бесполезность усилий по внесению раскола в ряды движения "Талибан".
Во исполнение этих решений Пентагон перенес центр тяжести воздушной кампании на уничтожение сил талибов на линии боевого соприкосновения с войсками Северного альянса. Начиная со 2 ноября в этих целях выполнялось примерно 80% всех боевых вылетов. Параллельно продолжалась "свободная охота" за боевой техникой и транспортными средствами талибов на всей территории Афганистана. Ее эффективность существенно повысилась после того, как примерно с 5 ноября над территорией Афганистана начали действовать летающие радары E-8, основное назначение которых - обнаружение наземной техники и наведение на нее ударных самолетов. В результате противник практически лишился возможности маневрировать войсками, перебрасывать резервы и снабжать свои войска на линии фронта.
В военной терминологии это носит название "изоляция зоны боевых действий". Она была непременным элементом всех операций ВС США 90-х годов, однако ныне Пентагону удалось организовать ее на большом (свыше 1000 км) удалении от района развертывания главных сил. Это существенный вклад в военную теорию и практику.
Пентагон сумел решить еще одну сложнейшую проблему: организовать взаимодействие с силами Северного альянса на тактическом уровне. Группы спецназа, а потом и военнослужащие 10-й легкой пехотной дивизии ВС США (ее подразделения базируются в Узбекистане), действуя в боевых порядках антиталибских сил, оперативно передавали целеуказания на пункты управления авиацией. Стратегические бомбардировщики B-52, вооруженные бомбами JDAM со спутниковыми системами наведения, получили возможность накрывать передовые позиции талибов. В результате практически прекратились удары "по своим", имевшие место в начале воздушной кампании, а противник лишился возможности оказывать серьезное сопротивление.
Военные США, начавшие кампанию с использования стратегической авиации, крылатых ракет большой дальности и палубных самолетов, за три последние недели ввели в действие все типы своих ударных средств. Симптоматично, что представитель Пентагона 9 ноября уклонился от ответа на вопрос о действиях в Афганистане штурмовиков A-10A и ударных вертолетов "Апач", которые незаменимы при огневой поддержке наступательных операций. Интенсивность ударов возросла, и к 10 ноября общее число использованных боеприпасов достигло 8 тысяч.
Обращает на себя внимание, что группы связи США, первоначально действовавшие только в рядах сторонников Дустума, сумели наладить координацию с таджиками генерала Фахима, а также с подчиненными бывшего губернатора Герата Исмаил Хана, который координирует свои действия с Тегераном. Не исключено, что поддержку последним оказывает 58-я дивизия иранских ВС, переброшенная к границам Афганистана в начале ноября.
Дальнейшее развитие успеха сил Северного альянса может привести к тому, что они не смогут организовать наступление на Кабул. Однако взять город им будет непросто. Во-первых, их линии коммуникаций в результате наступления растянуты, а войска нуждаются в перегруппировке. Во-вторых, талибы не потеряли боеспособности и благодаря отступлению смогут повысить плотность обороны. В-третьих, афганцы, по традиции хорошо воюющие в своих провинциях, могут не захотеть сражаться в центральной и южной части страны среди враждебного населения. Наконец, США могут ослабить воздушную поддержку северян, поскольку полный разгром пуштунских формирований не вписывается в американские политические планы.
Заявление Вашингтона о нежелательности захвата Кабула силами Северного альянса свидетельствует о стремлении дать талибам передышку и поставить их перед выбором: сдать бен Ладена и пойти на сотрудничество с США или подвергнуться полному разгрому (и неизбежному разграблению) от сил таджиков и узбеков.