Трехдневный визит министра обороны США Дональда Рамсфелда в ряд стран СНГ, Пакистан и Индию открывает новый этап как в военной операции против талибов, так и в отношениях Вашингтона с Москвой и Душанбе. Симптоматично, что тур Рамсфелда начался в российской столице переговорами с Владимиром Путиным и Сергеем Ивановым. Судя по некоторым признакам, Москва и Вашингтон достигли договоренности о стратегии борьбы с международным терроризмом и, более того, сумели по-новому разделить сферы влияния в Центральной Азии.
Перенос центра тяжести в американской политике на страны СНГ стал практически неизбежным после того, как Америка не смогла внести раскол в стан афганских пуштунов. Более того, появляется все больше сведений о том, что в Пакистане зреет бунт против режима генерала Мушаррафа, а значит, территория этой страны не может стать безопасным тылом для американских военных.
Фактически единственной реальной силой, способной противостоять талибам на земле, становится Северный альянс. Северяне вряд ли смогут установить полный контроль над Афганистаном, однако Америку вполне будет устраивать сценарий развития событий, в рамках которого война в этой стране станет затяжной и кровопролитной, что отвлечет силы талибов и бен Ладена от каких бы то ни было задач, кроме борьбы за выживание.
Конкретные проблемы воплощения в жизнь этой стратегии обсуждались на переговорах Дональда Рамсфелда с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоновым в Душанбе. Если судить по публичным заявлениям, принципиальных политических перемен в отношениях двух стран не произошло. Однако анализ некоторых аспектов переговоров позволяет сделать иной вывод.
Так, Рамсфелд попросил временно предоставить США военную базу в Кулябе. Таджикский министр иностранных дел Талбак Назаров не исключил такого развития событий. Иными словами, политическая договоренность о развертывании американских войск в Таджикистане уже достигнута.
Одновременно с визитом Рамсфелда в Таджикистан прибыла группа экспертов Центрального командования ВС США. Как стало известно "НГ", американцы изучают возможность организации своих военных баз в трех районах: Куляб, Ходжент и Курган-Тюбе.
По ряду соображений наиболее предпочтительным местом дислокации базы является Куляб. Здесь есть железная дорога, без которой организация обеспечения войск в сколько-нибудь серьезной войне невозможна. Город гораздо ближе к местам боев, чем Ходжент. В Кулябе нет больших собственно таджикских гарнизонов, тем более военной базы. Обстановка в Кулябской области, откуда родом Эмомали Рахмонов, гораздо стабильней, чем в регионе Курган-Тюбе. Население здесь аполитично, менее религиозно. Куляб - наиболее безопасное для размещения американских солдат место в стране. Ранее американских военных беспокоило то, что в Кулябе располагаются части и подразделения 201-й российской мотострелковой дивизии. Однако, судя по всему, после переговоров в Москве эта проблема была разрешена.
Договоренности, достигнутые в ходе центрально-азиатского турне Рамсфелда, позволяют сделать прогноз о перегруппировке направления удара антиталибских сил. Узбеки генерала Дустума не смогли взять Мазари-Шариф. Вчера талибы смогли потеснить их в провинции Балх, где ими захвачен город Аккупрук.
Пентагону теперь нужны подготовленные и оснащенные Москвой и Тегераном таджикские кланы. Ставка на Куляб демонстрирует намерения США начать сухопутную операцию в тесном взаимодействии с войсками Фахима. По всей видимости, наступление будет вестись с двух направлений - со стороны Горного Бадахшана по Панджшерскому ущелью в направлении на Кабул и со стороны Термеза в направлении на Мазари-Шариф, Пули-Хумри, перевал Саланг, Баграм. Для организации тыловой и в перспективе огневой поддержки войск Фахима будет использоваться связка Куляб-аэродром "Шеркат" у входа в Панджшерское ущелье.
Планы американских военных пока выгодны Москве, поскольку США берут на себя основную тяжесть по обеспечению боевых действий против талибов. В то же время Россия рассчитывает, что контроль Америки над регионом ее интересов не будет полным.