-Господин посол, каким темам будет отдан приоритет в предстоящих российско-индийских переговорах на высшем уровне? В каком аспекте, в частности, планируется рассматривать вопросы военно-технического сотрудничества?
- Предстоящий визит премьер-министра Индии будет способствовать дальнейшему развитию нашего сотрудничества в экономической, научно-технической сферах, в области культурно-образовательных программ. Другим чрезвычайно важным аспектом является продолжение диалога по политическим и стратегическим вопросам, представляющим взаимный интерес. Вопросы, связанные с военно-техническим сектором, являются неотъемлемой и важной составляющей наших отношений в долгосрочной перспективе. Усиливая наши национальные возможности, сотрудничество в сфере обороны постепенно выходит за рамки схемы "покупатель-продавец" и теперь охватывает совместные инвестиционные проекты, разработку новых видов военной техники и ее производство.
- А что можно сказать по поводу индийских инвестиций в России?
- Мы, в частности, намерены вложить до двух миллиардов долларов в нефтегазовый проект "Сахалин-1", что станет самым крупным зарубежным капиталовложением Индии. Все активнее расширяется также кооперация в области науки и технологий.
- Какой из разрабатываемых в Индии российских проектов можно считать наиболее важным?
- Я бы назвал таким строительство АЭС в штате Тамилнад. Контракты уже подписаны, дело за строительством.
- Визит премьер-министра Индии будет проходить в условиях значительно осложнившейся после 11 сентября международной обстановки. Сейчас много говорится о послевоенном устройстве Афганистана. Каково значение этой проблемы для Индии и как индийское правительство видит будущее Афганского государства?
- Индия столкнулась с проблемой международного терроризма в своих приграничных районах задолго до терактов 11 сентября. Теперь то, о чем мы говорили все последние 10 лет - о решении проблемы международного терроризма только усилиями многих государств, - стало очевидным фактом для всего мира. Что же касается дальнейшей судьбы Афганистана, то в конечном итоге афганцы сами должны решить, какое правительство им необходимо. Внешний мир не может навязывать своего решения, да и вся история этой страны говорит о нереальности такого подхода. Индия выступает за создание коалиционного правительства Афганистана, представляющего интересы всех этнических и религиозных групп. Надо сказать, что мы давно консультируемся по этой проблеме с российским руководством. Состоялись уже три встречи совместной рабочей группы по Афганистану: в ноябре 2000, июне 2001 и октябре 2001 года.
- Во время своего визита в Исламабад госсекретарь США Колин Пауэлл говорил о возможности участия "умеренных талибов" в новом афганском правительстве. Насколько, с вашей точки зрения, реальна такая перспектива?
- Сама природа движения "Талибан" не оставляет никакой надежды на существование "умеренных талибов" как таковых. Место "Талибана" - вообще вне фокуса, вне политического спектра Афганистана. Это преступная организация, всемерно поощряющая международный терроризм, в том числе в Индии, в России, в государствах Центральной Азии. Мы очень откровенно говорили об этом с представителями Соединенных Штатов. Идея представить "Талибан" как всенародное афганское движение изначально принадлежала людям, заинтересованным в сохранении контроля талибов над значительной частью афганской территории, откуда не только поддерживаются международные экстремистские организации, но и идет активная торговля наркотиками и где проводятся нелегальные торговые операции с оружием.
- Существует ли угроза непосредственного втягивания Индии в военные действия в Афганистане из-за активизации террористических группировок в Кашмире, связанных, как известно, с талибами?
- Международным экстремистам для достижения своих целей, конечно, хотелось бы максимально расширить размеры территорий, на которых они ведут свои террористические войны. Однако Индия располагает достаточной государственной мощью, чтобы не допустить такого развития событий и пресечь активизацию террористов, не признающих никаких государственных границ. n