Кардинальные преобразования начались в вооруженных силах пятимиллионной Словакии. Правительство республики утвердило новую концепцию, согласно которой армия отныне перестраивается на борьбу с терроризмом, участие в возможных конфликтах регионального масштаба, а также на поддержку населения в случае природных катастроф.
Бюджет словацкой армии в течение ближайших трех лет должен сохраниться на нынешнем уровне - 1,89% ВВП, что составляет чуть более 400 млн. долл. Четверть этих средств будет использоваться на модернизацию вооружения, остальная сумма - на содержание техники и личного состава. В последующие годы размер бюджета возрастет до 2% ВВП. К 2006 году состав военнослужащих и техперсонала сократится почти вдвое: останется 25 тысяч профессионалов, в том числе около 10% - женщин. По словам министра обороны Йозефа Станка, правительство республики предполагает, что на саммите НАТО в Праге в ноябре 2002 года Словакия получит приглашение на вступление в состав альянса. Поэтому и проект начавшейся реформы готовился в тесной координации с военными и политическими экспертами из США, ФРГ, Британии и Франции.
Вышеуказанных 100 млн. долл., как считают в Братиславе, не хватит на закупку новых видов вооружения, поэтому министерство подготовило к продаже значительное число своих объектов. Кроме того, втрое будет сокращено число гарнизонов, а два военных вуза сольются в один. Уже с этой недели началось увольнение в запас "лишних" генералов и офицеров, общее число которых составит около шести тысяч человек. Только в генштабе, расквартированном в городе Тренчине, теперь вместо 81 полковника работает всего 18, а число сокращенных подполковников и того выше: вместо 232 их теперь всего 90.
В числе первых крупных тендеров на закупку новых видов вооружений предполагается авиационный: к ныне имеющимся в строю самолетам советского производства, в том числе докупленным в середине 90-х годов истребителям МИГ-29, будет приобретено 18 новых авиамашин. Но пока продолжаются дебаты о том, закупать ли сверхзвуковые истребители или ограничиться более дешевыми и, наверное, более приспособленными для нужд страны дозвуковыми самолетами. В частности, на роль последних претендуют новые чешские штурмовики L-159.
Редко какой проект находил в последние годы в Словакии такую всеобщую политическую поддержку, как ныне объявленная реформа армии. Обычно встречающая в штыки любую правительственную инициативу оппозиция ныне практически не имеет никаких возражений против коренного обновления вооруженных сил.
Уже в этом году армейские ряды должны пополнить 1600 профессионалов, за счет чего сократится и очередной призыв воинов срочной службы, составляющей здесь всего 9 месяцев. Немалые планы в Братиславе строят и на экспорт своей военной техники, которая производится на заводах, созданных с помощью СССР в восточной части республики. В частности, на последних международных выставках вооружения словаки с гордостью демонстрировали новейшие образцы самоходных гаубиц "Zuzana" и бронетранспортеров "Aligator". Однако министр обороны соседней Чехии Ярослав Тврдик, побывавший на недавних учениях с участием этой техники, вылил на хозяев своего рода ушат холодной воды, заявив, что из виденного он бы приобрел для своей армии разве лишь колючую проволоку, полевые кухни и походные палатки.
Четыре года назад западные эксперты считали словацкую армию более подготовленной для вступления в НАТО, чем польскую, венгерскую или чешскую. Однако Братислава все-таки осталась за бортом альянса из-за авторитарной политики тогдашнего премьера Владимира Мечьяра. На сей раз высокопоставленные гости из Вашингтона, Брюсселя и иных западных столиц убеждают словацкие власти, что им осталось потерпеть до членства республики в НАТО совсем немного. Да и Москва, по словам шефа словацкой дипломатии Эдуарда Кукана, не чинит республике в этом абсолютно никаких препятствий.
Приобщению Словакии к "клубу избранных" может помешать лишь она сама: в случае если следующей осенью большинство населения, озабоченного не столько имиджем страны, сколько своим благосостоянием, отдаст симпатии на парламентских выборах все тому же Мечьяру и набравшим за последний год солидную силу таким же, как он, националистам и популистам, пока пребывающим на задворках политической жизни. На такой случай Брюссель уже предупредил нынешнюю братиславскую элиту, что даже с наилучшей в регионе армией республике, возможно, придется и далее топтаться у натовских дверей. Непредсказуемых государственных лидеров с тоталитарными замашками альянс в свои ряды не принимает.