Получив безусловное доверие сначала в нижней палате польского парламента, сейме, а потом в верхней, сенате, с этой недели приступило к работе новое правительство Польши. Оно представляет победителя недавних выборов - блок из Союза демократических левых сил (СДЛС) и Союза труда, а также принятую ими в коалицию - ради получения большинства в парламенте - Крестьянскую партию.
Пятнадцать министров уже представили общественности и свой первый проект - т.н. программу экономического обновления. Приоритетами кабинета являются вступление Польши в Евросоюз, приостановление роста безработицы, уровень которой сейчас официально составляет 16%, однако в ряде воеводств достигает вдвое большей величины, но главное - снижение финансового дефицита, зашкалившего за отметку 2 млрд. долларов. Последнее обстоятельство позволило новому премьеру Лешеку Миллеру даже заявить о том, что страна сейчас по существу находится на грани банкротства.
Ощущая дыхание в спину пяти оппозиционных партий, в основном националистического и популистского толка, левый кабинет сразу дал понять, что ни в коем случае не будет выправлять ситуацию в стране за счет социально слабых слоев населения. Выступая в сейме, Миллер не забыл упомянуть недавний провал на выборах доминировавших до недавней поры правых партий, ни одна из которых не попала ныне в парламент. "Это их "заслугами" крупнейшая и одна из ведущих стран региона оказалась отброшенной в реформах и в положении рядовых граждан на вторые позиции, что может сказаться и на сроках нашего вступления в Евросоюз",- подчеркнул премьер. По его словам, столь масштабных неудач правые силы в постсоциалистических странах еще не знали.
Новое правительство начинает реорганизацию с сокращения чиновничества. В ближайшие недели исчезнет не только ряд привычных министерств и ведомств, но и множество фондов, агентств, управлений, комитетов и иных госучреждений, наплодившихся в последние годы. Предполагается, что госаппарат к весне будущего года похудеет на 12-15%. Большинству сохранивших после сокращений свои посты руководителей и их окружению надолго будет заморожена зарплата. И, наоборот, корректировка законов должна развязать руки руководителям средних и малых фирм.
В течение 2002 года будет осуществлена также налоговая реформа, которая помогла бы, с одной стороны, увеличить сборы налогов в стране, а с другой - приостановить бегство капиталов за границу. Оживлению экономики должно способствовать и уже принятое решение о снижении процентной ставки при получении банковских кредитов как предприятиями и фирмами, так и гражданами. Адресность в выделении социальных пособий поможет хотя бы отчасти стабилизировать положение беднейших слоев населения. До сих пор, например, пособия на детей выделялись без оглядки на материальное положение семей.
И, естественно, в центре внимания находится госбюджет. Уже на своем первом заседании новый кабинет заблокировал многие из намеченных еще на этот год ассигнований, а в ноябре намерен предложить парламенту изменения в бюджете 2002 года и соответствующие корректировки в законодательстве.
Достаточно настороженно присматривается к первым шагам новых польских властей руководство ЕС. Во-первых, еврокомиссаров смущает определенный популизм в намерениях Миллера и его коллег. Во-вторых, не только заднескамеечники в парламенте, но и коллеги СДЛС по правительству, представляющие Крестьянскую партию, в ходе недавней предвыборной кампании весьма откровенно заявляли о своей неприязни к широкомасштабным переменам в той или иной отрасли, вызванным не только сложной ситуацией в стране, но и необходимостью приноровиться к стандартам ЕС, в который Польша держит путь. Такие влиятельные политики, как один из новых вице-спикеров сейма Анджей Леппер, прямо говорят о вредности "европеизации" Польши, т.е. ее членства в Евросоюзе. А без кардинальных перемен, например, в отсталом сельском хозяйстве 39-миллионная страна, которая брюссельскими политиками всегда считалась потенциальным лидером посткоммунистического региона Европы, имеет все шансы остаться вне первой группы новичков ЕС, если, конечно, одним махом - без оглядки на сиюминутное положение дел в экономике - Евросоюз не примет сразу 8-10 государств ЦВЕ. Подобный вариант на западе континента тоже рассматривается, и существуют определенные подтверждения его прежде всего политической выгоды.
Совсем не случайно первым высокопоставленным гостем новых властей стал премьер Бельгии и нынешний председатель ЕС Ги Верховстадт. Он, естественно, оставил при себе критику в адрес хозяев, но не забыл сказать, что после потенциального вступления в Евросоюз Польша займет в его рядах сразу шестую ступеньку - по численности населения, - и негоже, дескать, ей будет оставаться в самом низу по иным, в частности, экономическим показателям. Поэтому Брюссель, по словам Верховстадта, связывает немалые надежды с деятельностью нового польского кабинета.
Примерно то же самое услышал премьер Лешек Миллер и в Берлине, куда поспешил с первым рабочим визитом. В Германии, кроме того, обеспокоены возможным наплывом дешевой рабочей силы из соседней Польши после того, как шенгенская граница передвинется далее на восток. Судя по опросам, каждый пятый взрослый поляк не прочь попытать трудового счастья на чужбине, в том числе и в ФРГ. По словам канцлера Герхарда Шредера, Германия, как и другие члены ЕС, готова оказать Варшаве всемерную помощь, в том числе и выделением льготных кредитов для придания динамики ныне застывшим экономическим реформам.