РОССИЙСКИЕ лидеры - ни Борис Ельцин, ни Владимир Путин - никогда не бывали в Македонии. Там главу нашего государства ждут все последние 10 лет, то есть с момента обретения этой республикой независимости. До самого недавнего времени нога нашего президента вообще не ступала на пространстве бывшей СФРЮ, хоть Балканы и числятся во внешнеполитических приоритетах Кремля.
Этим летом Путин проторил дорогу в Белград, а оттуда - в Косово (СР Югославия). Та поездка особо памятна двумя событиями: заявлением о необходимости созыва международной конференции, которая подтвердила бы нерушимость балканских границ, а также награждением российских миротворцев в мятежном крае. Последнему факту не помешало то обстоятельство, что Косово официально воспринимается Москвой в качестве главного источника нестабильности на Балканах. Не помешало также и то, что в нескольких десятках километров от косовской столицы тогда шли бои: снаряды разрывались в соседней Македонии, президент которой убеждал в ту пору весь мир, что его страна подвержена чудовищной агрессии из Косово при попустительстве многотысячного международного контингента и ООН. Примечательно, что эту точку зрения македонских властей никто из важных игроков на балканском поле, помимо России, до сих пор не поддержал.
У Владимира Путина и Бориса Трайковского была возможность сконцентрироваться на балканских проблемах во время их недавней встречи в Киеве, куда оба руководителя приезжали праздновать очередную годовщину независимости Украины. Через полтора месяца, надо понимать, возникла необходимость в новых дискуссиях. В воскресенье Трайковский прибывает в Москву по приглашению Путина с первым рабочим визитом. На понедельник запланированы его переговоры с российским президентом, а также министрами иностранных дел и обороны.
Находясь в российской столице, Трайковский не преминет подчеркнуть важную роль Москвы в балканском урегулировании в целом и отстаивании македонского суверенитета в частности. Не обойдется без критики НАТО, военнослужащие которого были любезно приглашены македонским президентом для разоружения боевиков и потом заменены другими солдатами альянса - для защиты международных наблюдателей. Особое внимание стороны посвятят угрозе албанского экстремизма и терроризма. Акцент на этой проблеме будет сделан и с учетом всплывающих в последние недели сведений о связях Усамы бен Ладена на Балканах - прежде всего в Боснии, Косово, Албании и Македонии.
Сегодня многие македонские политики явно рассчитывают, что западные государства, выступившие на стороне албанского меньшинства в ходе конфликта в Македонии, скорректируют свою позицию и начнут рассматривать боевиков в качестве террористов, а не повстанцев. О терроризме в западных столицах говорят, конечно, много, в том числе и применительно к Балканам, где спецслужбы усиленно ищут следы "Аль-Каиды". Однако там также подчеркивают, что терроризм и права человека - вещи разные. И от Македонии как раз требуют соблюдения прав человека. После с 11 сентября давление НАТО и Европейского союза в вопросе ускорения конституционной реформы в угоду албанскому меньшинству вовсе не ослабло. Такая реформа, на которую согласились ключевые партии страны в августе этого года, по убеждению многих македонцев, приведет к расколу общества и государства, а по мнению многих албанцев, позволит выполнить лишь минимальные требования их "угнетенной общины".
В результате полугодовых боев маленькая Македония понесла ущерб в 600 млн. долларов, то есть потеряла примерно пятую часть валового внутреннего продукта. Вместо планировавшегося в этом году роста ВВП на 6% этот показатель окажется отрицательным. Наибольший ущерб нанесен промышленности, угледобыче, сельскому хозяйству, сфере обслуживания и инвестициям. Европа, обещающая Скопье экономическую помощь, настаивает на внесении поправок в Конституцию, а президенту Трайковскому до сих пор было сложно совладать с парламентом, который по причине бойкота, устраиваемого то македонцами, то албанцами, топчется на месте.