ОЧЕРЕДНОЙ кризис в Северной Ирландии, вызванный выходом министров-протестантов из Исполнительного совета (правительства), недовольных затяжкой разоружения Ирландской республиканской армии (ИРА), судя по всему, завершен. Лидер католической партии Шинн фейн Джерри Адамс и его заместитель Мартин Макгиннес объявили, что ее военное крыло ИРА согласилось приступить к уничтожению имеющихся у нее арсеналов. Непосредственно после этого премьер-министр Великобритании Тони Блэр выразил мнение, что правительство Ольстера, представляющее обе - протестантскую и католическую - общины, может возобновить свою деятельность.
Подпольная ИРА вот уже 30 лет ведет жестокую войну против "британских оккупантов", сполохи которой нередко отражаются террористическими взрывами и в Лондоне. Конфликт в Ольстере унес уже тысячи жизней. Правительству Блэра удалось усадить противостоящие стороны за стол переговоров, и в 1998 году было наконец заключено соглашение о мирном урегулировании в Северной Ирландии. На его основе там было образовано провинциальное правительство в смешанном составе партий, представляющих избирателей обеих конфессий. Однако ахиллесовой пятой мирного процесса оставалась проблема разоружения ИРА, постоянно вызывавшая новые противоречия и кризисы.
ИРА впервые направила своих представителей к главе независимой комиссии по североирландскому разоружению канадскому генералу Джону де Кастелайну для "предварительных бесед" лишь в ноябре 1999 года. В мае прошлого года они заговорили о "возможности" приведения имеющегося оружия "в полную негодность". Одновременно руководство ИРА пригласило международных инспекторов посетить два больших арсенала, двери которых, однако, остались закрытыми. Наконец, в августе текущего года Кастелайну был представлен более или менее детальный план "саморазоружения" ИРА.
Трудно сказать, насколько еще затянулось бы начало его реализации, не будь американской трагедии 11 сентября. Демарши с отставками вроде последней акции протестантских министров юнионистской партии Дэвида Тримбла едва ли значили что-либо для воинственного крыла ИРА. Другое дело - вся атмосфера нетерпимости к террору, решимости покончить с ним, определяющая сейчас преобладающие настроения в Европе и мире. Не посчитаться с ними руководство ИРА не в состоянии. Этим, очевидно, и объясняется его довольно быстрое согласие принять открытый призыв лидеров Шинн фейн приступить к незамедлительному разоружению.
Комиссия генерала Кастелайна подтвердила, что подпольная организация начала уничтожение своего оружия. Об этом она официально уведомила британское и ирландское правительства. Каковы объемы акции, не сообщается. Рано пока судить и о возможных последствиях этого драматического поворота. Теоретически решение о саморазоружении ИРА ведет, как следствие, к самороспуску этой военной организации. Руководство Шинн фейн и ИРА надеется на дисциплину в своих рядах и полагает, что раскола удастся избежать. Но Джерри Адамс признает, что среди членов его партии есть немалые сомнения относительно целесообразности разоружения.
Сама проблема, разделяющая католиков и протестантов Ольстера, остается. Отказываясь от вооруженной борьбы, лидеры Шинн фейн не оставляют своей цели достижения всеирландского объединения, но мирными политическими средствами. Если ликвидация оружия будет подкреплена фактами, это действительно может означать решающий поворот в ольстерском мирном процессе, нормализацию жизни в мятежной британской провинции "зеленого острова", как называют Ирландию. Приветствуя сообщения о готовности ИРА к разоружению, Тони Блэр, с одной стороны, оптимистически полагает, что "мирный процесс функционирует, несмотря ни на что", а с другой - реалистически предупреждает: "Мы еще далеки от конца нашего путешествия".
В свою очередь, как "исторический шаг" приветствовал разоружение ИРА и президент США Джордж Буш. По его мнению, полувоенные организации в других странах могут последовать этому примеру.